Приветствую Вас Гость

Пешие походы

Главная » Пешие походы

Кавказ, пеший поход, май 2002 года

Заметки делал Гавенко Сергей.

Маленькой макаке
Холодно зимой,
Примерзают руки,
К волосатой ... штуке.

(наша походная :)

С чего началось…
Итак, мы собрались пройти на майские выходные по Кавказу, а выпало их около 10 дней. Сразу рассматривались 2 варианта: Приэльбрусье и Домбай.

Из-за того, что вариант приехать на Домбай автобусом не получился - решили добираться поездом и поэтому поехали в район Приэльбрусья. Многих этот вариант радовал значительно больше, особенно меня и Шуру. Лёха в этом районе был в прошлом году с экспедицией и особенно идти хотел тоже именно туда.

За полторы недели начали активно собираться, дошивать, докупать и искать снарягу. Запланировали выезд на 30 апреля на поезде Севастополь-Кисловодск до ст. Минеральные воды. Поотпрашивались на работе на все выходные. Последние 5 дней сборов - сплошной оврал.

30 апреля
Итак, 30 апреля начался с экстремального приезда к ЖД вокзалу, к отходу нашего поезда в 11:29. Я добрался четко в это время, минуя многочисленные городские пробки на такси, Лёха с Вовкой добрались уже с опознанием на 5 минут, от отхода поезда. Но поезд, в свою очередь опоздал на 10 минут, что было совсем кстати. За 2 минуты мы все погрузились и поехали.

Билеты, которые брали с неплохой переплатой, оказались на половину двойными. Но вроде, как и этот вопрос утрясли. В поезде нас ждала изнуряющая жара, которую переносил каждый по-своему, кто пытался спать, кто утолял жажду прохладным пивом.

В разгар жары мы пересекаем границу нашей родины, которая нас выпустила без проблем, бывшая же родина впустила нас с некоторыми проблемами. В общем, ничего страшного, если бы только не то, что меня чуть не ссадили с поезда из-за того, что я забыл вклеить очередную фотографию в паспорт. Пришлось решать этот вопрос штрафом, естественно на ту сумму, которую я смог безболезненно отдать, но на такую сумму, к сожалению никаких квитанций не выписывается, о чем я чуть не пожалел потом.

Но близился вечер и жара понемногу начала спадать. Перед тем, как попить пива и попеть песен, решили собраться нарисовать наш маршрут в маршрутной книжке, которую Вовке с Лёхой выдали буквально за 15 минут до отхода поезда вместо положенных 15 дней по начала похода.

Попеть песен в этот вечер так и не удалось т.к. в купе, рядом с нами ехала молодая пара с маленькой девочкой, которую долго и безуспешно родители пытались уложить спать, а мы всё этому процессу мешали.

Ближе к ночи становилось всё прохладнее, но всё равно как-то не верится, что там куда мы едем - лежит снег и таять пока не собирается, при этом большинство мест полностью им покрыты и нам из-за этого недоступны.

Проснувшись за полночь, я обнаружил, что народу в поезде значительно поубавилось, где-то половина вагона опустела, а оставшаяся часть уже скоро будет выходить - это не было похоже на ситуацию с поездами, едущими на курорт, какими являлись Минеральные воды, Пятигорск, Кисловодск. Правда, я смутно припоминаю это время, когда я был в этих местах, но поезда в этом направлении были забиты отдыхающими до отказа. Да, это было примерно в 1986 год и времена были совсем другие.

Сразу начали вспоминаться различные сведения о терракте в Пятигорске, недавнем землетрясении в каком-то грузинском городе, взрыве еще чего-то в том районе все то, что воспринимается по телевизионным программам, как что-то тебя весьма мало касающееся. Но стараешься гнать плохие мысли и надеяться на лучшее.

Тем временем, наши, кому достались неудобные места или вообще не достались, с удовольствием воспользовались возможностью разместиться в вагоне, как им было удобно, благо места стало предостаточно. Ночью еще несколько раз проходила транспортная милиция, пытались что-то выяснить у Максима, преспокойно спавшего на 3-й полке, но содрать с него у них ничего не получилось, т.к. все документы и билеты были в порядке. На этом приключения в поезде вроде закончились.

1 мая
В 4:15 по Москве мы прибыли в г. Минеральные воды и начали мёрзнуть на вокзале. Пока народ пытался узнать, как нам дальше добираться - милиция несколько раз проверяла наши документы.

В 5:45 должен быть наш автобус от ЖД вокзала до автовокзала. Мы его долго ждали, а есть ведь хочется, и когда уже прошло минут 20, после того как он должен был появиться, мы с Шурой не выдержали и решили сбегать быстренько хоть за какой-нибудь едой. В это самое время, только успели мы зайти за угол вокзала, как подошёл наш автобус, и мы стали последними в очереди на посадку. И только Ольга и Максим успели втиснуться в переполненный автобус, оставшиеся же 5-ро остались ожидать неизвестно чего, про себя матеря меня и Шурика. Но не прошло и 10 минут, как подошла "Газель”, которая нас с комфортом довезла до автовокзала.

Там нас уже ждали Ольга, Максим и автобус на Мин.воды - Владикавказ, нам ехать до Нальчика. Отъехали около 7 утра и без малого за 2 часа добрались до автовокзала в Нальчике.

Жара. Треть народа - в форме. Из туристов мы одни. Маршрутки на вокзале: "На Черкеск”, "На Грозный”. Не успели мы выйти из автобуса, как Толика сразу же тормознула милиция, и повела проверять в участок документы и вещи. Народа на вокзале не много, все разговаривают в полголоса, и только одна бабушка всех достаёт своими "горячими чебуреками”.

Пробыли здесь несколько часов. Постепенно нас стали принимать за своих и смотреть на нас без подозрения. И мы немного освоились после такого "гостеприимного” приёма. Лёха с Вовкой пошли к пограничникам, заняло это часа два. Но несмотря ни на что, все-таки ребятам удалось добыть нужный пропуск.

Немного перекусили, Лёха с Вовкой добыли на другом автовокзале маршрутку до Тескола и уже к 12:30 мы с ветерком неслись в сторону приэльбрусья. Стоило это нам всего 85 рублей с носа вместе с грузом. Без малого через 2 часа выгрузились у знака "Ущелье Адылсу”.

Ребята сходили за бензином для примусов. Далее транспорт нас не вёз - идём пешком до альплагеря Эльбрус, да и мы сами не захотели ехать - дорого.

Пошли вверх по асфальту до альплагеря Шхельда, встретили по пути группу, спускающуюся сверху без рюкзаков. Встретили лавину, которая некоторое время назад прошла через дорогу. В альплагере Шхельда не нашли знакомых и пошли дальше. Еще немного и перед альплагерем Эльбрус внаглую стали на месте кафешки, т.к. здесь никого еще не было. Устроили приличную обжираловку из неучтённых продуктов, тем самым сдвинули раскладку как минимум на 1 день. Сделали суп, потом что-то типа макарон по-флотски с соевым фаршем, еле съели всё что наготовили, ведь никому не хочется нести лишний вес в гору. Когда приблизилась ночь, быстренько тут же поставили палатки и устроили классный костёр под песни Шурика.

Движение на перекрёстке не прекращалось до глубокой ночи, как на центральной улице города. Можно было стать и деньги брать "за проезд” - стали бы миллионерами, но мы добрыми оказались - пусть ездят, решили мы.

2 мая
Лёха начал всех будить около 7:30. Соорудил завтрак из мюслей с какао. По утру выглянуло солнышко, предвещая неплохую погоду. Рассеялся туман над г. Шхельда и г. Чигир-Карабаши.

Стартуем в 9:20, идём в сторону "Зеленой гостиницы”. Слева обходим г. Джандуган, красота нереальная. Подымаемся выше, пока идём по грунтовке. Встречаем много туристов, в основном слабо гружёных. Одна из групп, видно, что москвичей, подъехала прямо под скалу на "Газели”.

Дошли до лагеря "Джантуган” (1800 м). Сразу за ним начинается снег. Оказалось снега очень много, об этом говорили все, кого мы встречали по пути. Перед тем как идти по нему, все переоделись, надели фонарики, я одел вибрамы (дождались они своего часа).

В районе 14:30 сделали перекус. Идти получается только след в след, если отходишь в сторону - сразу проваливаешься по ..., у кого что есть :). Ближе к 16 часам вышли на "Зелёную гостиницу” (2600 м). Она оказалась совсем не зеленая. Снега просто валом. Из 3-х домиков - только 2 откопаны от снега и там уже были постояльцы, 3-й был полностью засыпан снегом, так что его совсем не было видно. Пока мы думали, где же все-таки будем останавливаться, я заметил какое-то строение, на пару сантиметров возвышающееся над снегом, мои "раскопки” показали, что это было, что-то типа туалета.

Чтобы поставить лагерь пришлось пройти еще метров 500. Там было несколько "холмов”, едва возвышающихся над снегом, на них, после некоторой доработки поверхности ледорубами, удалось поставить 2 палатки, 3-ю пришлось поставить на снегу. Под той, которую поставили на снегу, из следа на снегу сделали "колодец”, из которого потом и черпали воду. Было это весьма кстати, чтобы дополнительно еще не топить снег. На примусах наготовили чая, суп и гречневую кашу. Постепенно на "зеленую гостиницу” начала оседать обезьяна, и пошёл снег. Через некоторое время обезьяна затянула все небо, снег пошёл сильнее, солнце спряталось, стало значительно холоднее. Видимость упала метров до 50, домиков уже не было видно. К 9 вечера стало понятно, что согреться сможем уже только в палатках, поэтому быстро собираем вещи, чтобы не занесло снегом, а сами по спальникам.

Ночь. Палатки занесло снегом, видно только два светлых пятна на палатке, там, где его растопило наше дыхание. Ни одного звука не проходит вовнутрь из-за толстого снежного стоя. Слышен только стук сердца. Пытаюсь уснуть.

3 мая
Вот и наступила зима. Просыпаемся около 6 утра. Снег дальше заносит наши палатки. Едим утреннюю молочную еду. Как обычно молочных мюслей на завтрак маловато.

Оставляем палаточный лагерь и направляемся дальше по нашему ущелью Адылсу на перевал Гумачи. Стартуем в 8:40. Взяли с собой один рюкзак, покидали в него кошки и еды на перекус.

Пытаемся нести его попеременно. Сначала "тропа” прорублена, далее все чаще приходится идти вверх по следам лыжников - приходится делать ступени, поочередно меняемся местами для отдыха, первый рубит, остальные утрамбовывают. Под ногами ледник Джанкуат, покрытый снегом на много метров.

К часу дня вышли под наш перевал. Снега очень много. Здесь встретили группу альпинистов из Запорожья, они собирались на г. Джантуган, но из-за таких условий передумали куда-либо дальше идти и пошли назад в лагерь. И только один дед из их группы с лыжами поднялся на пер. Чумачи.

Когда мы подымались - он уже закончил спускаться с перевала. Опять наползла обезьяна, пошёл снег, но не сильный. Кинули рюкзак внизу, чтобы восходить налегке. Поднявшись выше, мы вышли из обезьяны и уже пошли по следам деда.

К 14 часам все поднялись на перевал Чумачи (2а) (3582 м). Сфотографировались, нашли оставленные в туре записки, написали свою. Выдали шоколад - за сбитый. Накинули перила и постепенно спустились вниз. Дошли до оставленного рюкзака, сделали перекус, Вовка и Толик сначала отказывались, типа не привыкли к перекусам, но потом таки съели выданное. Пошли дальше вниз, опять вошли в обезьяну. Спускаемся значительно легче и быстрее, не смотря на то, что проваливаемся в снег значительно больше чем на подъёме. К половине 5-го все уже пришли в лагерь.

Сготовили супа и чая, приняли для сугреву, т.к. практически все промокли. Макс особенно продрог. Все остались доедать, а Лёха решил проверить, не освободились ли домики. Минут через 20-ть он пришёл и сообщил, что оба домика свободны и предложил перебраться в один из них. Многим, особенно промокшим было неохота вылезать из палаток. Но снег усиливался и обещал засыпать наши палатки полностью. Посему решено было переезжать. Перенесли вещи в два этапа, палатки перенесли не собирая, вытрусили перед домиком и, собрав, затянули вовнутрь.

Позанимали кровати, поразвесили вещи на гвоздях, думали, что что-то высохнет, наивные. Когда совсем стемнело, зажгли свечи, попели песен и разошлись отдыхать. Согреться ночью, правда, было очень тяжело, в отличие от палатки большой домик согреть дыханием было тяжеловато, а ничего согревающего, кроме примусов у нас больше не было.

4 мая
Вовка разбудил меня в 5:45 дежурить. Снег не прекращался всю ночь. Мы сготовили молочный рис и закипетили из натопленного снега чай.

Поели и решили распланировать, куда идти дальше. Решили, что и очень хочется, но на Эльбрус сейчас мы не сможем идти, т.к. снега насыпало немерянно. А на сегодня решили ограничиться снежными занятиями.

Оставили вещи в домике и пошли на ближайший крутой склон. Снег перестал идти, но облачность осталась. Залезли на склон, походили в связке, вверх, вниз с ледорубом, потренировали самостраховку. Во время отработки занятий Максом и Ольгой, образовалось немного свободного времени, и мы с Лёхой немного покидали снежки по Шуре. Все бы ничего, но последнюю мою снежку Шура не заметил и пропустил себе в лоб. На что очень обиделся, проматерился раз, проматерился еще, сорвал голос и отстегнушись от страховки ушёл вниз, не закончив занятия.

Самое интересное из занятий, к сожалению, плохо получилось, из-за того, что снег хорошо потаил. "Срыв” не получался, т.к. не получалось хорошо проехаться по склону на спине, чтобы потом зарубиться ледорубом. Попа все время проваливалась в снег, не давая разогнаться. Зато все хорошо вымокли.

Еще сверху заметили группу туристов, которые заняли домик по соседству. Когда спустились - познакомились с ними, их было трое, все из Воронежа. Мы договорились, что они придут к нам вечером, посидеть и попеть песен.

Погода начала портиться - пошёл снег. После занятий решили сделать что-то большее, чем перекус - сделали что-то типа ухи, в том смысле, что в еде присутствовала банка рыбных консервов. Всем понравилось, и, смотря на погоду, всех потянуло поспать, чем все и занимались около 2-х часов. Потом проснулись и начали готовить ужин, который уже практически никто не хотел, но мужественно съели и его. После чего мы пригласили ребят из соседнего домика к нам на огонёк.

Попели вместе песен, пообщались, так незаметно время подошло к полуночи. И как нам не хотелось, но пришлось расходиться, так как завтра был намечен ранний подъём.

5 мая
Ночью в сыром домике как обычно холодно. Лёха - дежурный всех начал будить около 7 утра. Накормили молочными мюслями народ. Вовка как обычно отказался от завтрака, т.к. не ел молочного. Быстро начали собираться. Вышли из приютившего нас домика гляциологов.

Все окружающее вокруг нас, напоминает марсианские пейзажи из фантастических рассказов. Всем захотелось сфотографироваться на фоне этой красоты.

В 8:40 выходим.

Теперь спускаемся с 2600 метров, из зимы в среднюю полосу России - и далее входим в весну на уровне альплагеря Джантуган (1800 м). К 11:30 мы полностью оказались в весне. Остановились около альплагеря метрах в пятистах, чтобы нас не было сильно заметно. Здесь местами лежит снег, там, где его нет - уже все цветет. Рядом шумит речка Адылсу.

В 13 часов поставили лагерь и полезли искать ледник Кашкаташ, который должен был быть прямо над нами, чтобы провести ледовые занятия. Толик остался в лагере. Мы же поднялись метров на 500 вверх. Вел нас Вовка. Долго он искал лёд, но всё-таки кусочек нашёл.

Мы одели кошки, походили вверх, вниз по ледовому склону, походили по вертикальной стеночке, всем очень понравилось.

В 17 часов пошли назад в лагерь. Прошли половину по тем же следам, по которым шли на наверх, остальное расстояние - просто классно проехали на попе. Шуру с Лёхой дернуло сходить к "сакле” за пивом и вкусняками и в 17:30 они ушли.

Тем временем, оставшимся в лагере, было нечем заняться. Решили разными способами добывать дрова, дошло дело до того, что Толику захотелось спилить и завалить 30-ти метровую сосну, для этого использовали перильную веревку и карабины, соорудив из них полиспаст. Но сосна таки не далась и, слава богу, т.к. она была прямо в лагере и могла упасть куда угодно, в том числе на палатки.

В половину одиннадцатого Лёха с Шуриком таки вернулись. Шурик, как стало известно, полпути назад шёл почти босиком, т.к. его трекинговые ботинки разлетелись вдрызг. Они принесли пива и разных вкусностей, набрали по пути в бутылки нарзана.

За оставленным ужином для Шуры и Лёхи, разгорелся спор между Толиком и Вовкой с одной стороны и Лёхой с другой, по поводу, куда завтра идти, во сколько вставать, делать завтрак или нет. Толком спор ничем не закончился, а вызван, на мой взгляд, был всё-таки немалой разницей в особенностях между горными и пешими походами. В общем, вечер, который должен был быть таким приятным во всех отношениях, таковым не стал. Разошлись все около полуночи.

6 мая
Шурик, как дежурный разбудил всех около 7 утра. Все проснулись, и показалось, что все уже готовы идти с самого утра на перевал, но обезьяна затянула горы, и подыматься куда-либо смысла не было. Посему все не спеша поглотили молочную гречку и стали ждать, что может туман растянет, но тот упорно держался.

Приходили пограничники - проверили документы, все оказалось в порядке.

После завтрака захотелось немного согреться и просушиться - Лёха предложил поискать и попилить дрова. Нашли неплохую березу, распилили ее и сделали классный кастрик. Но этого показалось мало, и Лёха в глубине леса нашёл хорошую 20-ти метровую, почти упавшую, сухую сосну. Мы решили ее спилить т.к. в основном остальные дрова были мокрые или от снега или от речки. Спилили, но сосна слетела с пня, и осталась стоять, опёршись о сосну, стоящую рядом. Мы сделали еще спил, метра на 1,5 выше, но, откинув поленце, сосна осталась стоять. Мы попробовали ее столкнуть набок, и опять не получилось. Отпилили еще выше, но она опять осталась стоять. И тут, откуда не возьмись, появились лесники. Делать было нечего - попались на горячем. Они потребовали паспорта - наехали, как полагается. Но инструмент, которым мы пилили - так и не нашли. Они захотели составлять протокол, и пришлось платить штраф, т.к. мы находились в национальном парке и ничего подобного здесь делать нельзя, об этом гласила табличка при входе в альплагерь.

После этого мы пришли в свой лагерь, выглянуло солнышко и все вынесли вещи для просушки. Шуру все тянуло, ну хоть куда-нибудь залезть, но Вовка с Толиком его постарались убедить, что уже поздно, солнце все растопило, снег мокрый - мы только вымокнем, да и, похоже, все кроме него сегодня уже никуда не хотели идти.

После этого я пошёл немного поспать, за это время несколько раз шёл снег и вещи пришлось убирать назад в палатки. Меня разбудили на обед.

Вкусно поели, допили пиво, но теперь уже пошёл мокрый снег, и нам пришлось на сей раз вынужденно разойтись по палаткам. Было это около 6 вечера. И только голодающий Максим остался у костра до позднего вечера, все топил костёр, разогревал воду, ждал ужина, но шёл снег и никто не вылез из палаток, из-за чего Макс чуть не спалил все оставшиеся дрова.

7 мая
Поднялись рано. Т.к. вчера до ужина дело не дошло, то сегодня, проснувшись около 6 утра, приготовили ужин по вчерашней раскладке на завтрак. Погода хорошая.

Решили подниматься не перевал ВЦСПС. Вышли в 8 утра. Перешли через речку и двинули в сторону перевала. С начала шли по лесу, тропа слегка присыпана вчерашним снегом. Я уже пожалел, что взял свои двойные вибрамы - на камнях и земле в них идти очень тяжело, каждый шаг приходится идти через боль, так как ботинок не гнётся и набивает синяки на ноге. Через некоторое время я крикнул народу, что дальше не могу идти, но Лёха таки уговорил меня идти дальше, сказав, что скоро будет снег, а по нему в вибрамах идти очень даже неплохо.

Дошли до снега - идти стало значительно легче. Но этим все не закончилось, примерно в половину двенадцатого у меня сильно заболела голова, видимо горнячка и я остался на тропе дожидаться народ с перевала. Пару раз порывался пойти вслед за ними, но боль в голове усиливалась, и пришлось остаться на месте.

Ребята вышли на перевал примерно около часа дня.

Съели шоколада за сбитый и в 13:20 встретили меня на обратном пути, я же за эти два с лишним часа на одном месте уже начал примерзать.

Спускаемся вниз - значительно легче и быстрее раза в 3. Около четырёх часов мы уже были в лагере.

Выпили чаю и тут Лёха предложил новый план действий: собрать весь лагерь, перейти ближе к "Сакле” у начала ущелья, в ней поужинать, а потом недалеко от нее и стать лагерем. А на следующий день, если позволит погода, проехать к Эльбрусу, подняться на канатке до станции Мир.

Так решили и сделать. По пути набрали нарзана около альплагеря "Эльбрус” и уже когда начало смеркаться мы подошли к "Сакле”. Набрали себе еды, кто что захотел, в основном хичины, жареную картошку и пиво в среднем по 70 рублей - наелись этим до отвала. Но за окном начался дождь и не всем захотелось ставить палатки под дождём, тем более, что завтра нужно было в 7 утра выезжать на автобусе с остановки.

Толик предложил заночевать в метрах 300-х в чем-то типа домика или крытого ларька прямо около дороги. Хотя это было несколько экстремально, но все-таки не под дождём. Расстелили коврики на деревянном полу, залезли в спальники и довольно неплохо выспались.

8 мая
В 6 часов Лёхин телефон разбудил "лагерь”. Мы быстро собрались и пошли к остановке. Вчерашний дождь превратился в сегодняшний снег. Горы затянула обезьяна, и было решено, что все-таки на Эльбрус нам сегодня не попасть.

Пока ждали автобус, я переписал расстояния от "Сакли” до ближайших пунктов назначения:

ВлевоВправо
0,3 км  "Адылсу”1,2 км Т/б "Эльбрус”
2,7 км "Шхельда”8,4 км "Иткол”
3,2 км УМЦ "Эльбрус”9,5 км "Чегет”
3,5 км ПТ "Приэльбрусье”10,7 км "Терскол”
6,5 км "Джантуган”13,5 км "Азау”

(Для тех, кто не догадался - это отражение Эльбруса в воде на асфальте)

Подождали автобус около получаса, но он так и не появился, и поэтому мы поймали микроавтобус "Мерседес”, договорились за 75 рублей. Он ехал сначала в Терскол, а потом назад и дальше в Нальчик - нас это вполне устраивало, за одно посмотрели на горнолыжный курорт.

Выехали около 8 утра. В Нальчике были в 10:15. Лёха вспомнил, что есть поезд Нальчик - Москва, которым он часто добирался из Москвы домой. Поэтому уговорили водителя подвезти нас под ДЖ вокзал.

На вокзале, нас как обычно переписала милиция, но поезд, на который мы рассчитывали, почему-то теперь не въезжает в Украину, и нам ничего не оставалось, как ехать в Минеральные воды.

Узнали, где находится вокзал, с которого едут автобусы на Мин. Воды, но по пути на него, нам предложил свои услуги, мужик, видимо осетин, на "Экарусе” - сговорились по 70 рублей вместе с багажом до Мин. вод. Итак, в 11 часов, мы выехали в 7-ом на целом "Экарусе”.

Ехали около 2,5 часов. Несколько раз водитель менял табличку, то он ехал типа в Пятигорск, то типа в Волгоград, но 2 раза милиция все-таки взяла с него "дань”. И чтобы как-то окупить свою работу он довёз нас до ближайшего автовокзала, предложив еще по 10 рублей с носа за то чтобы нас довезти еще и до ДЖ вокзала.

Народ решил, что это дорого и, выяснив, далеко ли ДЖ - решили идти пешком. Прошли это расстояние минут за 20-ть, за одно обменяв немного денег для покупки билетов. С обменом вышла небольшая неувязка "патроны оказались у нас не той системы ...” (с) х/ф Белое солнце пустыни, но и ее тоже решили.

В общем, около 15 часов мы были на нужном нам вокзале. Нас переписали, как полагается. Тут выяснились новые препятствия, оказалось, что в нашу сторону идёт 4 поезда, но либо не по тем дням недели, либо уже ушли. Остался один около полуночи, но и на него не оказалось плацкартных билетов, а на купе у нас уже не было столько денег.

Судили - рядили - решили ехать до Ростова отправлением в 19:58 за 230 рублей, а там уже должно быть полегче уехать. Так и сделали, дождались поезда, немного перекусили, Вовка с Толиком так и не ложились, и допивали неучтённый спирт с соком до утра, с группой туристов из ближайшего купе.

9 мая
День победы.
Приехали в 4:14 утра в Ростов. Собирались уехать электричками до Таганрога, а потом еще одной до Иловайска. Но опоздали на 4:53 и решили ехать автобусом. Автовокзал в Ростове оказался в 10 минутах хода от ЖД. Выбрали наиболее дешевый вариант: Ростов - Мариуполь за 100 рублей и 12,5 за багаж. В 7:35 выехали из славного города Ростова.

Еще пару часов и мы в Таганроге, особенно всем запомнился туалет, с пропускной способностью 1 человек, некоторые пассажиры не выдерживали такой скорости и делали свои дела уже по пути к заветной ёмкости, все это, конечно, не могло не радовать.

И, слава богу, мы поехали далее. Но тут возникли уже предвиденные мною трудности, связанные с не вклеенной фотографией. На границе простояли больше часа, меня вызвали к Российскому начальнику пограничников, пришлось спрятать телефон, на котором уже радостно зажглась надпись с родными символами украинских операторов мобильной связи. Пришлось рассказать, как не справедливо со мной поступили на границе, впустив меня в Россию, так что теперь не хватает денег, чтобы возвратиться назад. В общем, видимо ради праздника меня отпустили и дальше не задерживали.

И уже примерно в половину двенадцатого мы были на показавшемся таким родным автовокзале Мариуполя, по пути заехав в Новоазовск. Еще пару часов на жутко трясущемся "Экарусе” и мы уже в родном Донецке.

А здесь праздник 9 мая в разгаре, все в летних костюмчиках. И вдруг, откуда не возьмись через центральную площадь Ленина, через толпы нарядного народа, идет группа запылённых туристов в тёплых костюмах, с рюкзаками и лёдорубами!!! Странные люди - подумала толпа нарядного народа, и откуда они взялись с рюкзаками в тёплых костюмах и с ледорубами по среди изнывающей жары!!! Разве где-то по близости есть горы? А может быть, где-то еще снег не сошёл или лёд не растаял? И это 9 мая!!! На это так и не ответили странные люди, а взяли и написали "Путевые заметки про поход по Кавказу в мае 2002 года”. На этом наша история заканчивается ... А мне остается только назвать тех, кто в этом принимал участие:

1. Коломоец Толик (11 февраля 1955 г.)
2. Гавенко Алексей (19 февраля 1968 г.)
3. Гавенко Ольга (2 января 1971 г.)
4. Касьянов Владимир (23 апреля 1970 г.)
5. Гавенко Сергей (10 февраля 1976 г.)
6. Стонаев Александр (23 ноября 1972 г.)
7. Сажнев Максим (15 сентября 1982 г.)