Приветствую Вас Гость
Воскресенье, 24.11.2024, 12:36| RSS

Велосипедные походы

Главная » Велосипедные походы

Кольский полуостров, велопоход, июль 2004 года, 4 часть

24 июля 2004 года – 13-й день.
(пер.Умбозерский – руч. Каскаснюнйок)

Для нас 13-й день действительно оказался несколько неудачным, условно его можно назвать пеше-таежным днем.

Наутро произошла очень странная вещь, около 5-ти часов, а точнее 5:13, мы все в обеих палатках, почему-то проснулись, совсем не сговариваясь. Повертевшись немного, легли досыпать до 10 часов. Что произошло в 5:13 в тот день мы до сих пор не знаем. 

Немного поднялся ветер и сдул, вконец обнаглевших комаров. Солнце стало по-настоящему припекать, всех разморило, и только купание в озере смогло привести нас в чувство. Алекс с Сергеем опять удивляют кулинарными способностями, готовят грибной супчик и без перерыва еще сладкую рисовую кашку, которую уже с трудом доедаем.

на выходе 
с Умбозерского

на водопаде

К часу дня выходим с перевала. Пройдя около километра от места стоянки, оставляем велы на тропе, и посещаем красивый водопад, слева от ручья Каскаснюнйок. Вернувшись на тропу, двигаемся в основном пешком, немного получается проехать и в седле. Переходим приток ручья на правый берег и двигаемся по тропе, вдоль него. Перебродив ручей несколько раз, попадаем в зеленку. В поисках ярко выраженного поворота на нужную нам дорогу, которого так и не нашли, углубляемся километров на пять в тайгу.

В 18 часам мы практически без сил, избитые узкой тропой, в которой велы постоянно застряют, и, уставшие от постоянного мордохлыста, останавливаемся на совет. На совете решаем, что лучшим выходом из ситуации будет, продравшись с полкилометра без тропы, добраться до другого рукава Каскаснюнйока, стекающего с перевала Южный Рисчорр и подняться вверх по ручью до ГЗЛ, в этом месте и стать на стоянку. А завтра, с новыми силами, подняться траверсом на перевал Куропачий, по дороге, идущей по гребню добраться до озера Академическое. Подняться на плато расположенное над ним. Потом спуститься с плато на перевал Южный Рисчорр, а с перевала спуститься к КСС.

Так решили и поступить. Сделав несколько привалов, выходим ко второму рукаву ручья и оказываемся практически напротив вершины горы Рыпнецк. К 21 часу, примерно за час, доходим до ГЗЛ, и останавливаемся напротив седловины перевала Куропачий. Пока мы готовим еду, Алекс проходит пешком на перевал, и, просмотрев подходы на него, возвращается к уже готовому ужину.

За день прошли 13,7 км, при средней скорости 4,55 км/ч, это у нас заняло 3:01 часа чистого времени, максимально удалось набрать 20,9 км/ч.


25 июля 2004 года – 14-й день.
(руч. Каскаснюнйок – пер.Куропачий – плато оз.Академическое – пер. Южный Рисчорр – подножье пер. Южный Рисчорр) 

Сегодня кульминационный и заключительный горный день нашего похода. Мы уже почти неделю приближаем его. Он должен быть самым зрелищным, нам наконец-то откроются Хибины с высоты птичьего полета во всей своей красе. 

Чтобы осуществить все задуманное на сегодня, просыпаемся пораньше в 7 часов. Сергей как всегда утром трудиться над завтраком, с каждым днем готовит все вкуснее и вкуснее, оттачивая мастерство, сегодня это вермишель с тушенкой.

руч. Каскаснюнйок

на перевале 
Куропачий

по геологической
дороге ...

Выходим в 10 часов, сразу бродим Каскаснюнйок. Переобуваемся в сухую обувь и идем в лесотундру. Лес на склоне редкий, большие промежутки между деревьями поросли ягелем и карликовой березкой. Идем траверсом на перевал, идти не очень трудно, но все равно делаем несколько мини привалов, экономя силы.

Через 300 метров лес заканчивается. Еще немного протягиваем велы и на расстоянии 1.1 километра от стоянки оказываемся на перевале. Выходим на старую геологическую дорогу, по которой сегодня наметили продвигаться. Дорога состоит из мелкого хибинита и хибинита стертого в мелкую крошку. Диаметр крошки около нескольких миллиметров. Если сильно не углубляться в нее, то можно иногда ехать. Такие участки достигают до 500 метров, потом ведем велы пешком.

на подъеме

На подходе к плато, которое расположено над озером Академическое, нам попадаются несколько затяжных подъемов, по которым дорога забирается вверх под углом близким к 45 градусам. Тут приходится поупираться, но это стоит того.

Погода выдалась сегодня солнечная, редкие тучки замерли на небе. В основном они скопились вдалеке от нас над озером Умбозеро. Здесь мне пригодился шлем, который я таскал весь поход практически без надобности, использую его вместо панамы от солнца. 

панорама с плато

Постепенно нашим взорам открываются все новые и новые красоты. Позади нас озеро Умбозеро, все больше появляется из-за горы Рыпнецк. Перевалы Лопарский и Вотркеуайв - слева, Безымянный, Южный и Северный Рисчорры, перевал Умбозерский справа от нас. Скорость на подъеме 2-3 километра в час. Лехин велокомпьютер VDO C15 такую скорость не считает за скорость и поэтому в конце дня показания между его и моим Sigma BC800 составляет около 3-х километров.

Когда счетчик показал 7,5 километров, мы уже взобрались на нижнюю часть плато, над озером Академическим. Здесь можно немного проехать по дороге, которая продолжается и по плато. В 15 часов (9,3 км) подъезжаем с юга к краю карста, в котором образовалось Академическое. 

Над озером 
Академическое

Делаем калорийный перекус. Вид с этого места просто сказочный, как будто в озере не вода, а тонкая замерзшая льдинка, переливающаяся на солнце от светло-голубого к темно-синему цвету.

Хорошо подкрепившись, движемся далее, выбираемся на основное плато. Плато состоит из нагромождения мелких и крупных камней, беспорядочно разбросанных на огромной поверхности, это очень напоминает лунный пейзаж. 

еще подъемчик ....

"Лунный пейзаж"

Наши на "луне" ...

Озеро Академическое

На дороге оставляем велы, обходим окрестности, любуемся красивыми видами. Заходим теперь с севера посмотреть на Академическое, отсюда вид еще более поражающий, чем с севера.

спуск с плато ...

на перевале 
Южный Рисчорр

спуск с перевала ...

Вдоволь нагулявшись и накатавшись по плато, к 17:50 подъезжаем спуску на перевал Южный Рисчорр. По нему в прошлом году мы поднимались на плато. Снимаем рюкзаки с велов, у кого есть лямки на рюкзаках для переноски, сносят сразу и велы и рюкзаки. Мне приходится делать две ходки. Вниз ведет сыпушная, виляющая серпантином, тропа, спуск составляет около 15-20 минут, примерно столько же, сколько и подъем. Пока я ходил второй раз, ребята нашли в туре записку и отписали свою. 

Спуск с Южного Рисчорра в сторону КСС, делаем на тормозах, рюкзаки от велов не отсоединяем. Тропа набитая, проходит среди камней, встречаются небольшие сыпухи. Спускаемся меньше чем за час, без особых проблем. Под перевал подходит грунтовка, видимо геологическая. Делаем легкий downhill, пока позволяют тормоза. Отпустив их, вел мгновенно набирает сумасшедшую скорость, останавливаемся только для переправы через ручей, стекающий с перевала. 

Ищем место для стоянки. Около 21 часа находим красивое место, незаметное с дороги, за километр до КСС. Рядом течет ручей. Все очень довольны сегодняшним днем, все запланированное прошли, получили огромную порцию впечатлений и адреналина. Андрюха в честь такого события делает рисовый плов. После ужина впадаем в продолжительную спячку, первую за последние дни. 23 часа…

Пройденное за сегодня расстояние 19,25 км, со средней скоростью 5:09, чистого времени это заняло 3:46 часа, максимально набрали 27,4 км/ч.


26 июля 2004 года – 15-й день.
(подножье пер. Южный Рисчорр – КСС – руч.Кунийок) 

Наконец-то высыпаемся, встаем около 11 часов. Основной маршрут закончен, и мы можем себе позволить немного расслабиться. Сергей и Алекс делают из оставшихся грибов супчик. Очень хочется чем-то отметить окончание маршрута. Попариться в хорошей баньке – вот, чем можно отлично отметить это событие. 

Посылаем Андрея и Сергея на разведку в КСС, ребята договариваются о времени и цене. 500 рублей на всех на 2 часа, нас вполне устроило.

ручей Кунийок

вид на перевал 
сев. Чергорр

 

Оставляем ребят в лагере и едем с Лехой подтвердить, что мы согласны. Заодно делимся впечатлениями содним оставшимся в КСС спасателем, по маршруту, погоде, проходу некоторых перевалов. Едем, дальше, обследуем места для стоянки после бани. Осматриваем наше место, где стояли в прошлом году. Встречаем несколько тургрупп, с одной из них общается Леха – папа, мама и дочка, которые сегодня спустились с Южного Часночорра и спрашивают: «…не круто ли будет на Южном Рисчорре?»

В месте автомобильного брода, бродим ручей Кунийок, глубина местами оказалась выше 70 см. По ходу назад в лагерь, заезжаем на красивый водопадик, находящийся справа от дороги на верх. Фотографируемся, пока нас не накрывает небольшой дождик, заставляющий нас побыстрее возвращаться в лагерь. 

Собираем лагерь и едем к назначенному сроку в КСС, предварительно заготовив березовых веничков на баньку. 

КСС

После баньки ... 
хорошо

Фотографируемся у популярного здесь столба с множеством указателей. Спасатели нас уже дожидаются, банька давно топится. Стоит она рядом с ручьем, рядышком поручни, для схода в ручей и толстая веревка, чтобы не унесло течением... Попарились мы на славу, банька просто отличная. Сруб изготовлен без единого гвоздя, поставили его в прошлом году уже готовый, прогревается очень хорошо. В общем, все остались очень довольные – достойное завершение маршрута. 

Выкупанные и расслабленные, мы еще немного общаемся со спасателями, не спеша, собираем велы и едем на стоянку, рядом с Кунийоком. Приготавливаем на ужин остатки продуктов. Спать не ложимся, собираемся выезжать рано утром, чтобы не проспать поезд.

Проехали на день 9 км, средняя скорость 8,78, время в седле 1:05 часа, максимально набрали 45 км/ч.


27 июля 2004 года – 16-й день.
(подножье пер. Южный Рисчорр – КСС – руч.Кунийок) 

Очень тоскливо покидать такие красивые и ставшие уже родными места. Но мы привязаны к билетам, всех дома ждут близкие и родные, и работа, от которой уже отвыкли, тоже ждет…

Выезжаем ...

В 2 часа выезжаем. Сначала едем по грунтовке до перевала Кукисвумчорр. Проплывающие по бокам дороги, еще не пробудившиеся горы, навеяли несколько строк, которые захотелось записать:

По грунтовой дороге. 
Под шорох наших шин.
Уносимся мы от седых перевалов,
От красивейших вершин.

Полярный день, брезжит вдогонку,
Боясь красоту пробуждать,
И только в душе тоскливо немножко,
Хибины, опять, покидать…

Прощальный взгляд на утренние Хибины

Через 10 километров доезжаем до перевала, еще через 6 начинается белазовая дорога. Дорога, петляя, уходит в горы, вероятнее всего на перевал Лопарский. Несколько туристок спрашивали у КССников про этот перевал. Ответ был такой: «… проход на перевал закрыт, зайти на него – зайдете, а спуститься не сможете – идут разработки». Это навевает грустные мысли о том, что возможно через некоторое время Хибин просто не будет на карте, останется только заштрихованная красным цветом территория. 

На 20-м километре выкатываемся на асфальт. Пейзаж меняется, это уже не приводит в шок, как в первый раз, но все равно спокойно смотреть не возможно – красивейшие горы обрушены, в них как серые гигантские черви вгрызаются карьеры, к ним притулились различные постройки, помогающие и дальше разрушать беззащитную красоту. 

Горы и озера окружены следами человека – различными бытовыми постройками, грузовой железной дорогой. Вход в цивилизацию происходит для нас неожиданно болезненно. 

Постепенно мы вкатываемся в Кировск, шины непривычно зашуршали на асфальте. Как давно уже мы не слышали этого звука. Проезжаем город. Выкатываем на свежий, недавно уложенный асфальт. Монотонная дорога и шорох шин навевают дремоту, сказывается сбитый полярным днем распорядок дня и бессонная ночь.

В 6 утра доезжаем до Апатит, на компьютере 46 километров. Город еще только просыпается. Все в городе начинает работать с 9-10 утра. Отыскиваем переговорный пункт, чтобы сообщить об окончании маршрута, но он тоже откроется не раньше 9 часов. 

на ст. Апатиты

Накупаем в круглосуточном супермаркете еды и располагаемся в городском парке на перекус. Перекусив, убиваем дремотой еще пару часов. Устав от ожидания, перемещаемся к переговорному пункту, по его открытию сообщаем в ПСС Мурманска, что с нами все в порядке. Покупаем продуктов на дорогу и спешно едем к поезду. Поезд как всегда опаздывает, это дает нам время собрать велы. 

За последний день за полярным кругом мы проехали 55 км, со средней скоростью 14,68 км/ч, максимально набрав 45,6 км/ч, проведя в седле 3 часа 45 минут. 

В 13 часов, отправляется наш поезд, увозя нас домой …
Мы обязательно вернемся, осталось только немного подождать …
Мы говорим этим горам «до свиданья», ведь раставанье не для нас …


Добавил: travelserg (03.08.2013)
Меню сайта
Друзья проекта
Поиск