Приветствую Вас Гость
Пятница, 03.05.2024, 16:19| RSS

Велосипедные походы

Главная » Велосипедные походы

Крым, велопоход, сентябрь-октябрь 2006 года, 1 часть

Поход занял 1 место в Чемпионате Донецкой области
по спортивным туристическим походам среди походов 2 к.с.


 Большая просьба не судить стиль изложения слишком строго, 
т.к. заметки были написаны по ходу дела, обычно в утренние часы, 
когда очень хочется спать, но обязательно хочется рассказать, 
что же произошло с нами на этот раз. 

Автор: Гавенко Сергей

Состав участников

Гавенко
Сергей
1976 г.р.
г.Донецк
Романюк 
Сергей
1966 г.р.
г.Донецк
Инкарбаева 
Оля
1979 г.р.
г.Донецк
Толкунов
Сергей
1974 г.р.
г.Донецк
Обязанности
руководитель, штурман, летописец, фото, видеозавхоз, повар, казначей, механикмедикучастник
Байк
Stark Surfer CompGiant X-1000 28"KellySFort
XT/DeoreLX/AlivioAlivio, AltusAltus, Sram 3


Нитка маршрута

ДеньДатаДист., км

Набор высоты, м

Нитка маршрута за день

129.0994

271

с.Новоалексеевка – Геническ – с.Счастливцево – с.Стрелковое – ур.Рожкова
230.0975,5

399

ур.Рожкова – с.Соляное – с.Каменское – с.Владиславовка
31.1072,91203с.Владиславовка – с.Новопокровка – с.Журавки – с.Первомайское – Старый Крым – мон.Сурб-Хач – с.Грушевка – с.Тополевка – с.Радостное – с.Земляничное
42.1044,41435с.Земляничное – пер.Маски – с.Междуречье – с.Морское – с.Громовка – ущ.Кара-Кишла
53.1053,0883ущ.Кара-Кишла – пер. Ниж.Шелен – с.Поворотное – с.Красная Слобода – с.Миручинское – скала Ак-Кая
64.1047,61266Скала Ак-Кая – с.Вишенное – с.Белая Скала – Белогорск – с.Головановка – с.Пчелиное – плато Караби
75.1023,0712Плато Караби – метеостанция – т/с Восточный Су-Ат
86.1040,21136т/с Восточный Су-Ат – г.Стол-Гора – плато Тирке – плато Демерджи – г.Юж.Демерджи – с.Лучистое – Алушта
  450,67305  

Грунтовые дороги – 250,2 км (55,5%), асфальт – 200,4 км (44,5%)


Вместо вступления 

Вот и снова поход… после долгого лета, неотрывно проведенного на работе, так хотелось вырваться и поехать в интересное велопутешествие. Очень жалко, что летом не получился основной серьезный поход. Просто не собрались, не нашлось времени, все были слишком заняты, каждый своей работой.

Но работа – работой, а душа и тело уже просто говорят – «Пора». Нужно идти в поход, иначе уже нельзя. Это та потребность, которая стала, как воздух для того, чтобы дышать, как еда, чтобы дальше жить.

Смотрю на календарь – на улице середина сентября. Для похода на 7-10 дней остается только Крым в бархатный сезон – отличное время, когда большинство потенциальных отдыхающих погрузились в работу, а ласковый полуостров еще не потерял своего осеннего очарования. 

Как всегда, наш поход, это и наш отпуск. Конечно же хочется и отдохнуть и посетить новые красивые места. Может они кому-то уже приелись, но для нас, они пока остаются «белыми пятнами» Крыма.


Итак в путь …


Собираем команду: Оля Инкарбаева, Сергей Романюк, некоторое время под вопросом поедет или нет – Сергей Толкунов. Я же ни минуты не сомневался – еду. Тянуть дальше некуда, дальше погода начнет портиться. Исходя из этого выезд намечаем на 28 сентября.

Беру несколько дополнительных дней отпуска, чтобы заняться прорисовкой маршрута, обработкой отчетов, сбора различной другой информации о месте похода, т.к. в большинстве мест еще не был ни разу. И все равно не успеваю. Ребята же стараются совмещать работу и сборы. Несколько раз предварительно собираемся. Сергей Романюк и Оля после работы на голодный желудок сходили за продуктами – в результате взяли продуктов не на 2 дня, как планировали, а в два раза больше. Ну ничего, она нам пригодится в случае непредвиденных ситуаций, которых хотелось конечно бы избежать. В маршрут постарались вложить максимальное количество интересных и новых мест. Некоторую сложность составило увязать их в единый поход, исходя из наших сил, времени и возможностей. Но надеюсь мы справимся. 

Итак поехали …


28 сентября 2006 года – за день до начала похода.

В 19:53, наш поезд 47 (Донецк-Севастополь) уносит нас из родного города на встречу новым приключениям и испытаниям. Чего больше будет в нашем походе – покажет время. А мы, устроившись достаточно удобно в плацкартном купе и, разместив велы на 3-х полках, не можем никак нарадоваться. Наконец-то мы едем!

Проводница, на удивление, оказалась понимающая и ни слова не сказала по поводу велосипедов, чем нас приятно удивила. Но и мы смогли ее удивить, взяв 3 комплекта постельного белья на 4-х. Она ожидала, что мы вообще не будем брать постельное. Делимся впечатлениями о сборах. Так слово за слово и не замечаем, как вагон на половину погрузился в сон. Да и нам нужно ложиться – завтра вставать совсем рано. В Новоалексеевку поезд прибывает в 3:12 утра. Отсюда и начнется наш поход – с Арабатской стрелки.


29 сентября 2006 года – 1 день похода.
(с.Новоалексеевка – Геническ – с.Счастливцево – с.Стрелковое – ур.Рожкова)

Поезд немного запаздывает, и в 3:20 прибывает в Новоалексеевку. Собираем и проверяем велы. Немного неудачно регулирую в темноте свой задний дисковый тормоз, после чего Оле приходится применять свои должностные обязанности походного медика. Обрабатываем пострадавший палец, заклеиваем, собираемся и выезжаем с ЖД станции. 

Некоторое время ищем выезд со станции, хотя оказался он перед носом – прямо у здания вокзала, только странно как-то был перегорожен электричкой. И в 4:30 – мы уже на дороге по направлению в Геническ. 

Ночь радует яркими звездами, дорога асфальтом и малым количеством машин, gps бесшумно рисует пройденный нами путь. Все больше и больше в воздухе начинают чувствоваться ни с чем не сравнимые морские оттенки. Меньше чем за сорок минут доезжаем до круглосуточного магазинчика в Геническе. Здесь пополняем наши запасы воды и велоеды. 

Едем дальше по Геническу. После спрятавшегося в темноте городского кладбища, которое могли бы увидеть в светлое время суток, по указателю «Арабатская стрелка», сворачиваем направо по основной дороге. Выкатываемся на асфальтовую, а потом на дорогу, преимущественно уложенную бетонными плитами,. 

Ночь дарит приятную прохладу, наши колеса вторят колесам, недавно покинутого поезда, ровным постукиванием на стыках железобетонных плит. Скорость 20-22 км/ч. Дорожка практически ровная, только неожиданным бугром вырастает мост над проливом Тонкий – единственным соединением между Азовским морем и Сивашем. 

Пансионат около 
горячих источников

Постепенно просыпаются окрестные дома отдыха, несметное количество «панс.» - пансионатов и «тб» - турбаз. Уже на подъезде к селу Счастливцево наблюдаем красивейший рассвет. С ним просыпается и отменный аппетит, на что, немного свернув с дороги, мы отвечаем утренним завтраком. После него, теперь в улучшеном расположении духа, мы продолжаем движение.

Километра через 3-4, за Счастливцевым, после некоторых поисков, отыскиваем горячие сероводородные источники. Они так обласканы вниманием велопутешественников, что мы не смогли их не посетить, и не ошиблись. 

На сероводородных источниках

Так приятно было полежать в неглубоких, с первого взгляда неприглядных, рукотворных озерцах. Кругом еще прохладно, а из источника бьет целебный кипяток. Уже в 7:30 утра там грелась одна бабушка. По ее словам, после 2-х недельного курса этих ванн она, приехав с палочкой, сейчас уже ходит без нее. Лет двадцать назад она попала в аварию и до этого момента так практически и не двигалась. Прямо чудо, а не источники! Правда сердечникам они не подходят – сильно большая нагрузка идет на сердце. Пока они бесплатные, но по-видимому это продлится совсем не долго, т.к. в непосредственной близости строятся огромные красивые корпуса. Похоже, что такое соседство не случайно. 

Некоторое время понежившись в источниках, продолжаем наш путь. Уже к 12 часам мы прибываем в село Стрелковое – последнее большое село на Арабатке. До конца стрелки больше сел не предвидится, впрочем как и нормальной питьевой воды. Бетонные плиты перед селом заканчиваются и идет небольшой кусок дороги в состоянии ремонта. В селе дорога уже песчаная. 

В центре села пытаемся дать телеграмму в МКК о начале маршрута, но из-за повреждения связи сделать это не удается. 

Красные земли 
в сторону о.Сиваш

Проезжаем мимо сельского рыночка. Серега Толкунов, забывший дома всю кухонную утварь, покупает тарелку, ложку и вилку у местного населения. Какая-то сердобольная тетка истошным криком сообщает нам вслед, что если мы едем дальше – то лучше не ехать. Мол море схлестнулось с Сивашем и пути в ту сторону уже нет. Мы как-то скептически восприняли этот крик. Ну если это правда – будем плыть. Бродить нам не впервой, будет даже интересно.

Выезжаем за село и Серега предлагает сделать обед. Находим неплохую полянку, немного вдали он основной грунтовки и на газу делаем супчик. Только 12 часов, а у нас уже более 50-ти километров и море приятных впечатлений. 

Просматривая разные отчеты по Арабатской стрелке, я сначала не совсем понимал, почему так немного авторы пишут о следующем 70-ти километровом участке стрелки. 

Да, сел нет, воды практически нет, и что про 70 километров совсем нечего сказать? Да еще, все не забывают упомянуть про «стиральную доску». Что это за «доска» мы начали понимать практически сразу за Стрелковым.

70 километров 
"стиральной доски"

Издали она выглядит как обычная грунтовка, но вблизи оказывается какого-то странного строения. Такое впечатление, что всю дорогу сделали вручную, сначала залив бетоном, а спустя некоторое время прошлись по ней гусеничным танком и напоследок слегка притрусили песочком. 

Как ни странно, таких грунтовок вдоль стрелки идет, в разных местах до десятка, но тем не менее, все они страдают, таким уникальным дефектом. Очень удивляет одинаковое расстояние между бугорками грунтовки, примерно 25-30 сантиметров. И не так чтобы очень они мешают, но сильно сбивают с ритма и из-за этого теряется много сил. Постоянно нужно концентрироваться на дороге, чтобы найти наиболее пологую колею, т.к. бугристость постоянно меняется. Вроде нашел пологую колею, ан нет – метров через 20-30, она уже полностью в «доске».

Так вот, как я уже писал, сразу за Стрелковым начинается эта пресловутая «стиральная доска». Скорость движения, не смотря на практически «ровную» дорогу падает с 20-22 до 11-15 км/ч. Плюс к этому находишься в постоянном поиске дороги, только чтобы не трясло. 

На машины рыбаков, которых на стрелке, как покупателей в базарный день, смотреть просто жалко. Они набирают скорость 40-50 км/ч, чтобы смягчить колебания. Кузов машины практически неподвижен, но подвеска кажется еще чуть-чуть и оторвется. Как им не жалко свои машины … 

Но я увлекся. И мы движемся дальше.
На 66 километре от начала пути проезжаем страусиную ферму. 
Практически вся она закрыта сеткой и непрозрачными листами. Но в самом начале листов нет и через образовавшуюся брешь мы наблюдаем за страусами!!!

Страусиная ферма

Никогда бы не подумал, что в Крыму увижу живых страусов! Но вот они, метрах в 5-ти передо мной. Не верю глазам своим, это как картинка с телевизора. Как бы ты знаешь, что такое в принципе есть, но никогда не ожидаешь встретить живьем. 

Сначала от скрипа наших тормозов они немного отбежали, но потом любопытство взяло вверх. Они вернулись, и мы как инопланетяне стали разглядывать друг на друга. Оля, которую с начала похода, не оставляла мысль отведать страуса-гриль, за эти 10 минут кардинально поменяла свое отношение к ним. Они ей так понравились, что мысль их увидеть в качестве еды, отпала сама собой.

Немного перекусив конфет и велоеды, движемся дальше, даже не став выяснять, где на ферме находится кафе. 

Практически сразу за фермой заканчивается административная граница Херсонской области и начинается Крымская – мы постепенно въезжаем в Крым.

Раньше, каждый из нас представлял себе стрелку, как при езде на поезде – едешь по узкой полоске земли, а слева и справа – водная гладь. На самом же деле, с дороги, вдалеке виднеется только Сиваш. Азовского же моря не видно совсем, из-за холма из песка, тянущегося вдоль кромки. 

По одному из отворотов грунтовки сворачиваем налево и вот оно – МОРЕ. Оно постоянно от нас в 50-100 метрах и если не знать, то не скажешь, что постоянно едем вдоль него. Его просто не видно, но оно все время рядом. Рядом необозримые водные просторы, простирающиеся далеко за горизонт. 

Погода в основном пасмурная, ехать легко и не жарко. Несколько раз начинается небольшой дождичек, но нам практически не мешает. Правда через некоторое время он все-таки берется за нас с большим упорством. При этом мы вроде даже видим конец тучи, из которой он выливается на нас, а за ней чистое небо. Поэтому решаем проскочить этот участок, но не тут то было. Дождь еще сильнее припустил, а доска совсем добила наши нервы. 

И в 16:20, когда на горизонте уже начали виднеться домики урочища Рожкова, мы решили остановиться на стоянку. Убиться в первый день похода, это не наша задача. 

Под проливным ливнем ставим палатки в прибрежной зоне моря. За время установки их несколько раз срывает порыв ветра. Поэтому ставим их на все растяжки. Серега Романюк в палатке на примусе готовит еду. Мы едим и в сухих вещах незаметно усыпаем. И только когда совсем стемнело, ветер с дождем несколько поутихли. 
 
Данные за 1-й день:
Расстояние:94 км
Чистое время движения:6:06 часа
Средняя скорость движения:15,41 км/ч
Максимальная скорость:31,0 км/ч
Суммарный набор высоты:271 м


30 сентября 2006 года – 2-й день похода.

(ур.Рожкова – с.Соляное – с.Каменское – с.Владиславовка)

Просыпаемся около половины восьмого утра. Море спокойное, солнышко начинает выходить из-за тучек. Несмотря на большое количество мокрых вещей, вперемешку с песком, настроение у всех налаживается. Строим планы как из велосипедов устроить сушилку. Купаемся в море. Вода немного прохладная и без солнца выходить не очень комфортно. Поэтому дружно зовем его подниматься вместе с нами. Оно и сонно подымается.

Но через некоторое время нежданно подул ветер, принося с собой серые тучи. Солнце совсем за ними скрылось и не оставило нам надежды приятно продолжить водные процедуры. Настроение в коллективе начало падать, тем не менее неугомонный Серега в палатке готовит очередную кашку – молодец!

Оля вышла посмотреть на море и с разочарованием наблюдает фронт приближающийся в нашем направлении. Говорит, что даже видит границу дождя, неумолимо двигающуюся на нас. 

Все легли по палаткам и стали ждать худшего. Но погода сжалилась над нами, и дождь все никак не начинался. Мы решили использовать образовавшееся затишье и быстро собираться. И не ошиблись – вещи быстро и без намокания были собраны, естественно те, которые были еще сухие.

В 9:50 мы все-таки выезжаем с места ночевки. Толи «доска» стала больше выполаживаться, толи мы уже приноровились к такому покрытию, толи отдохнули и набрались сил, но ехать стали быстрее. Скорость стала увеличиваться до 17-19 км/ч, а когда Олю пустили вперед, то стали даже отставать. 

Грунтовка по стрелке 
перед с.Соляное

После урочища Рожкова дорога стала намного интереснее, местами едем со скоростью 25-30 км/час. Местами, конечно, попадается и доска. Рыбаков похоже она не смущает и мы то и дело уворачиваемся от проносящихся на встречу машин. Так, как бы играя в увлекательную игру, мы долетаем до села Соляное.

Село совсем небольшое, из жителей удалось увидеть только несколько рабочих и хозяйку строящейся дачи. По нашей просьбе она нам и продала 6 литров воды за 5 гривен, т.к. питьевая вода здесь привозная, а местная – только техническая. 

В Соляном дорога переходит в широкую грунтовку с подсыпкой, но тем не менее не лишенную все того же дефекта стиральной доски. 

За селом, примерно около часа дня, в небольших зарослях кустарника, устраиваем обед. Приятно хорошо перекусить, если бы еще и примус, так не шумел – было бы совсем комфортно. Серега взявший его в поход, сам же этим и не доволен, все собирается взять себе не шумящий.

Пока обедаем, над морем замечаем два крыла, как от параплана, но как не смотрели, кто на них летает, так и не разглядели. И лишь немного подъехав поближе, увидели мужичка, катающегося на кайте – такой небольшой доске. Он был одет в гидрокостюм, а в руках держал что-то типа парапланного крыла, только немного поменьше. 

Наблюдая за парящим над волнами, докатываем до Арабатской крепости. Как нам показалось, будет просто неправильным, проезжая, не заехать и не посмотреть на нее. 

Оставляем велы у бывшего рва, некогда окружавшего всю крепость. Ров, по-видимому, заполнялся водой по специальным каналам из Азовского моря и Сиваша, благо здесь Стрелка представляет собой узенькую полоску суши между двумя водными бассейнами. В этом и заключалось в свое время чрезвычайно выгодное положение крепости.

Арабатская крепость

Забираемся на стену. Она оказалась трехметровой толщины. На самом деле вход находится на противоположной южной стороне, обращенной к Керченскому полуострову.

Крепость стоит очень выгодно, замечательно просматриваются и Азовское море и Сиваш. На восток, север и запад смотрят орудийные бойницы, расположенные в несколько рядов, такое расположение, очевидно, давало возможность одновременно использовать орудия разных систем.

Есть сведения, что на месте Арабатской крепости укрепление существовало еще во времена Боспорского царства, т. е. в V-IV веках до н.э. Но тогда оно носило другое название и выглядело, вероятно, совсем иначе. В 1475 году на Крымский полуостров вторглись турецкие войска. Они разгромили генуэзские крепости, уничтожили крупное средневековое княжество Феодоро в юго-западном Крыму, подчинили своей власти Крымское ханство. Захватчики оценили удобное его положение для обороны полуострова и возвели на этом месте новую крепость. Точная дата ее сооружения не установлена, предположительно она датируется второй половиной XVII столетия. Впервые крепость Арабат появилась на карте в 4651 г.

После присоединения Крыма к России (1783 г.) Арабатская крепость не сразу потеряла свое значение. О ней вспомнили во время Крымской войны 1853-1856 гг. Так как стены крепости уже сильно обветшали, их облицевали известняковым кирпичом. Каменная турецкая кладка и серые кирпичи и сейчас хорошо просматриваются в толще стен.

После окончания Крымской войны крепость потеряла свое значение и гарнизон из нее был выведен. Рядом с ней сохранился лишь маленький посёлок, носивший то же название - Арабат. Население его охотно использовало для строительства кирпичи из стен «бесхозной» крепости.

Сейчас только мысленно можно представить, как она возвышалась над гладью моря и отражала нападения неприятеля. К сожалению былую высоту крепости, можно себе только представить, осталось где-то максимум метров пять-семь в высоту от прежних стен. 

Все ближе приближаясь к селу Каменское, мы заканчиваем наше путешествие по Арабатской стрелке. Сначала справа заканчивается Сиваш, в районе Арабатской крепости. Немного позже, заканчивается Азовское море. Нам даже кажется, что вдали еле заметно виднеется Керченский пролив, соединяющий Азовское море с Черным. Хотя, скорее всего, отсюда его просто не можем видеть 

Доезжаем до села Каменское. Обнаруживаем практически опустевшее село, нет сезона – нет оживления на улицах. У местной жительницы узнаем неутешительное известие. Сегодня, в субботу, почта работает только до 11:30, а в воскресенье и понедельник – выходной. Такая же ситуация и в других селах. В ближайшие дни только в крупных городах можно дать телеграмму, а их в ближайшее время не предвидится. Снова созваниваемся с Донецком, и договариваемся дать телеграмму, как только сможем. 

Возвращаемся на нашу грунтовку, которая проходит полями в сторону села Владиславовка. Ехать по трассе, как нам советуют местные жители, нет никакого желания. И вообще стараемся объезжать города и трассы. Немного проехав по селу, получаю ржавый гвоздь в заднее колесо. Что поделаешь – выехали в цивилизацию. Быстро меняем камеру и движемся дальше.

Красивейший закат

Решаем максимально использовать световое время и дотянуть поближе к Владиславовке. Дорога грунтовая, широкая, практически без транспорта, так что мы иногда едем вчетвером, особо не мешая друг другу. Заходящее солнце, непрерывно, как в калейдоскопе, меняет невообразимо красивые оттенки неба.

Неожиданно для нас, начинается асфальт. Сначала несколько разбитый, несколько позже – неплохого качества. На окрестных полях уже собрали урожай, скорее всего это подсолнечник, судя по валяющимся на обочине стеблям. Вскоре проезжаем молодой виноградник коктебельского завода. Около шалаша охранников, на нас неприветливо выбегает немаленькая псина. Благо оказалась привязанная.

Мы так увлеклись дорогой, что чуть не влетели во Владиславовку – вовремя остановились и свернули в одну из последних посадок, где и остановились на стоянку в заброшенном саду.

Недалеко оказалось, толи озерцо, толи болотце, в котором плавали утки и жили комарики, которые не примянули к нам заглянуть.

Еще по светлому ставим палатки, готовим кашку. А после Серегиной отличной перцовочки, стало так приятно и тепло, что уснули все хорошо и очень спокойно.
 
Данные за 2-й день:
Расстояние:75,5 км
Чистое время движения:4:26 часа
Средняя скорость движения:16,99 км/ч
Максимальная скорость:36,6 км/ч
Суммарный набор высоты:399 м


1 октября 2006 года – 3-й день похода.

(с.Владиславовка – с.Новопокровка – с.Журавки – с.Первомайское – Старый Крым – мон.Сурб-Хач – с.Грушевка – с.Тополевка – с.Радостное – с.Земляничное)

Просыпаемся с 6 до 7 утра. Наконец-то приятно выглядывает солнышко. Все чувствуют приятное расслабление от такого чудесного утра и неспешно собираются.

Готовим кашку и суп, вокруг поют птички, до сих пор не улетевшие в теплые края. Немного сушим вещи, промокшие в первый день. Все делятся снами, у каждого не сон, а полнометражный фильм.

Неожиданно недалеко послышались голоса и выстрелы дробью, пролетевшие совсем рядом. Спустя некоторое время появились и сами охотники с собаками. Мы внимательно посмотрели друг на друга и мирно разошлись по своим делам.

Совсем незаметно прошло время и выезжаем только в 11 часов. Едем дальше в сторону села Владиславовка, не заезжая в него, поворачиваем направо. Асфальт на развилке заканчивается и начинается прямая, широкая грунтовка с подсыпкой. Сильный ветер внезапно начинает противостоять нашему продвижению. Снова асфальт появляется километров через 5, на повороте из села Васильковое. 

Вокруг простираются бескрайние поля, с интересом разглядываем оросительные системы устроенные из наполовину открытых труб диаметром около метра. Все это время едем вдоль ж.д. путей, по которым всю ночь гудели дизельные поезда. 

Вскоре поворачиваем налево и переезжаем ж.д. переезд. Теперь едем по прямой на юго-запад. 

Перед Новопокровкой, пересекаем Северо-Крымский канал, на котором останавливаемся умыться. Вроде едем по асфальту, но почему-то ехать становится труднее. Через некоторое время, Сергей Толкунов подсказывает, что еду я на практически спущенном колесе. Между селами Журавки и Тутовка останавливаемся на ремонт. Я заклеил заднюю камеру, Сергей Романюк, решив подкачаться, оторвал сосок камеры, о чем впоследствии еще долго жалел.

Не смотря на ремонт дальше едется все также тяжело. Скорость не поднимается выше 19 км/ч. Видимо это из-за покрытия, да и заднее колесо все также продолжает травить. Проехав до села Первомайское, на остановке устраиваем обед-перекус. После него ехать становится значительно веселее. Похоже, что просто закончилось велогорючее.

За селом начинается трасса Феодосия-Симферополь. Сразу появляется много машин вместе с дорожной суетой и большим скоплением народа на обочинах. Широкий асфальт начинает медленно уходить в гору. Мы постепенно выезжаем из степного Крыма и попадаем в Крым горный.

Уже в Старом Крыму, начинается более серьезный подъем, все вспоминают о наличии 1-й передачи. Горы, видевшиеся половину вчерашнего дня, словно в дымке, сейчас – растут на глазах, поднимаясь над нами. 

У местного продавца-дедушки наконец-то покупаем настоящих даров Крыма: синий лук, местный мед, аджику, яблок, сладкого перца и еще много чего, всего и не упомнишь.

Поднимаемся еще выше и около автостанции разделяемся на две группы. Одна группа едет в аптеку, в центр, а вторая немного спускается назад к кладбищу в поисках могилы Александра Грина, жившего в Старом Крыму. 

Не найдя могилы на современном кладбище, узнаем, что она находится на старом. Спускаемся вдоль трассы еще метров 100 вниз и находим небольшой вход в бетонном заборе. Пройдя в него, идем по узкой тропинке метров 30 до указателя «А.Грин», по указателю сворачиваем налево и идем еще метров 20.

Могила А.Грина

На этом кладбище все очень компактно, но для захоронения Грина – красивого большого мраморного памятника с фигуркой Ассоли, отведено места немного больше, чем для остальных. Молча постояли несколько минут, и вернулись на трассу.

Хотя светового времени остается у нас не многим более 2,5 часов, решаем посетить армянский монастырь Сурб-Хач. Для этого, почти в конце Старого Крыма, сворачиваем по указателям налево с трассы.

Немного спускаемся, вдоль последних одноэтажных домиков и после указателя «Сурб-Хач – 2000 метров» замечаем грунтовку, уходящую направо вверх. Местами поверх дороги уложены бетонные плиты. По плитам ехать менее приятно, чем по чистому грунту, сразу вспоминается стиральная доска Арабатки. Периодически велы ведем в руках. 

Наконец-то въезжаем на территорию монастыря. 
Высота 504 метра. По грунтовке поднялись на 174 метра. 

Набираем воды в источнике мудрости. Местный житель рассказывает, что внизу находятся еще два источника, тоже с благозвучными названиями. Людей по территории бродит достаточно много, внизу накрыт стол, толи для какого-то праздника, толи это просто армянский ресторан под открытым небом. Чувствуется, что жарится что-то вкусное, слышны песни, в том числе и «…ой мороз, мороз, не морозь меня...». Как-то немного странно для армянского застолья. 

Раз уж мы сюда заехали, то решили пойти и на экскурсию. Как нам сказал все тот же житель – все в монастыре решается через ящик для пожертвований. Хочешь фотографировать – положи пожертвование на восстановление монастыря и фотографируй сколько хочешь. 

Экскурсия на четверых, нам обошлась по 5 гривен с человека. А для двух дамочек, захотевших узнать об истории монастыря, после нас, такая же экскурсия обошлась по 15 гривен с носа. Вот такая интересная арифметика. Видимо они выглядели побогаче велотуристов. Так что наш совет потенциальным поклонникам Сурб-Хача: одевайтесь пострашнее и идите большой толпой и будут вам скидки…

Вход в монастырь 
Сурб-Хач

Старинный двор 
монастыря

Колокол во дворе 
монастыря

Все тот же доброжелательный житель монастыря провел для нас экскурс по истории монастыря. Мы успели узнать много нового и о монастыре и о происхождении наших обиходных слов. Название монастыря Сурб-Хач переводится с армянского, как Святой Крест. На территории встречается много различных изображений креста – Хачкаров. Монастырь в состоянии одновременно и действующего и реставрируемого. Мы увидели место бывшей библиотеки, посмотрели кельи, комнату для гостей и другие помещения. 

На экскурсии

Хачкар

Несмотря на то, что «экскурсовод» больше походил, толи на повара, толи на сторожа и изъяснялся на несколько ломаном русском, экскурсия получилась довольно интересной. Упор в рассказе делался на предметы и элементы сооружения «сохранившиеся с тех самых времен…». Примерную дату «тех самых времен» экскурсовод так самостоятельно произнести и не смог. Единственно, что удалось разобрать, что это где-то в районе 1350-1380 годов.

Тем временем, за дверями монастыря происходила другая экскурсия – у посетителей, уже обсмотревших монастырь со всех сторон, появился новый интересный объект – наши велосипеды. По большей части мужская часть посетителей пыталась проводить экскурс для своих половин по нашему велообмундированию. 

Вдоволь нагулявшись по монастырю, расспросив интересующие моменты и запечатлев их на память, набираем воды во все том же источнике мудрости и спешим назад на трассу. 

На выезде 
из Старого Крыма

Еще немного и начинает смеркаться. Включаем все фонари, габаритные мигалки и продолжаем путь по ночной трассе. Затяжные спуски сменяются не менее затяжными подъемами. В темноте по знакам определяем, что проехали Грушевку, Тополевку и Радостное, самих сел в темноте уже не видно. 

На спусках стараемся ехать аккуратно из-за слабой видимости и все равно достигаем максимальной скорости 72,2 км/ч. В селе Радостном, слева от дороги, рядом с рестораном еле замечаем оборудованный источник. Набираем в нем недостающий запас воды и вскоре доезжаем до долгожданного поворота на село Земляничное.

После поворота к селу, объезжаем колесную строительную технику. Видимо где-то идет активное строительство. Асфальт выводит нас в центр села. Какое-то время едем по селу, но темноте все никак не получается выйти на дорогу в сторону перевала Маски.

Спрашиваем дорогу у местного населения, после расспросов попадаем в дом к гостеприимным хозяевам. Хозяин дома сам лесоруб и хорошо знает лес, но сейчас немного болен, что-то с ногой. Он убеждает, что нечего сейчас идти на перевал, мы просто не найдем дороги. Плюс дороги после дождей и техники разбиты и мы будем в темноте, по колено в грязи, еле ползти. 

Взамен он предложил разместиться у него дома, хоть в доме, хоть во дворе. А завтра обещал показать нам дорогу на перевал. Мы с признательностью выбираем – поставить палатки во дворе. Он как бывший турист, нас понимает. Не теряя надежду все приглашает в дом, но мы вежливо отказываемся. 

Как оказалось, у хозяев есть своя корова – «Ночка». Хозяйка достала нам по бутылю свежего и кислого молока. Мы с удовольствием выпили практически все вместе со вкусным хлебом. Потом Серега сготовил кашу. И отлично поужинав, мы ложимся спать.

Завтра у нас ранний подъем, т.к. хозяин идет на работу в 7:30 и мы должны выйти с ним, посмотреть дорогу. 

Ночью спится очень приятно и спокойно. Всю ночь хозяйская собачка «Матильда» охраняет наши палатки от непрошенных гостей.
 
Данные за 3-й день:
Расстояние:72,9 км
Чистое время движения:4:45 часа
Средняя скорость движения:15,33 км/ч
Максимальная скорость:72,2 км/ч
Суммарный набор высоты:1203 м

далее >>>

Добавил: travelserg (04.08.2013)
Меню сайта
Друзья проекта
Поиск