Приветствую Вас Гость
Воскресенье, 24.11.2024, 10:53| RSS

Пешие походы

Главная » Пешие походы

Приполярный Урал, пеший поход, июль-август 2000 года

 АвторыБусловские Максим и Магарита  

Состав участников 
Бусловский Максим (СПб)
Бусловская Маргарита (СПб)
Гавенко Алексей (Донецк)
 

Нитка маршрута 
1952 км – тракт – р. Дурная – р. Хамбол-ю – р. Нидысей – р. Капкан-вож – пер. Студенческий – г. Манарага – р. Косью-вож – пер. Блюхера – г. Защита – г. Мансиньер – р. Олений – пер. Олений – р. Лимбеко-ю – пер. Хамбол-ю – р. Хамбол-ю – тракт – 1952 км.
 

Ну вот мы и вернулись!


День 1 (31.07.00)

В 4.40 вышли из поезда на станции 1952 км. Оставили заброску на прошлом месте и, решив позавтракать на р.Сывью, пошли по тракту пока еще не жарко. Правды жары не намечалось потому, что вскоре начал накрапывать мелкий дождичек, который мы обозвали воздушно-капельным охлаждением. По пути нас нагнала группа туристов из Ульяновска, которая несла с собой катамаран, и им было тяжело идти. Поэтому вскоре мы их обогнали (шли со скоростью 6 км/час поначалу усталость не сказалась).

В 7.10 подошли к карьеру. При подъеме в горку услышали гул мотоцикла, едущего нам навстречу и очень оперативно спрятались в кусты, вспомнив о том, что по сообщениям очевидцев с туристов стрегут деньги на тракте.

В 9.15 перешли вброд р. Сывью. Речка оказалась мелкой (20 см глубиной), сказалось отсутствие дождей летом. На другом берегу позавтракали горячей кашкой и чайком. Через некоторое время на Сывью остановился КРАЗ, на котором мы как самые крутые решили не подкидываться , а идти дальше своим ходом. В 11.10 мы, закончив завтрак, вышли дальше по тракту. Наша цель хребет Обе-из.

Дождь тем временем становился все сильней и вскоре мы вымокли. По пути на хребет вы шуганулись еще от одной машины, но это оказался КРАЗ, едущий на карьер. Мы естественно пошли своим ходом. В результате, когда мы вышли на Обе-из, выглянуло солнце, погода наладилась, но мы уже шли еле-еле с напрягом. По дороге дошли почти до карьера, от карьера вниз на половину спуска к Пальник-шору уходит дорога (раздолбанная). По окончании вездеходки идет тропа. Перед тропой мы перекусили. Правда Леше стало плохо, мы ведь уже жутко устали. По тропинке шли уже еле-еле, потерли ноги. В 17.10 встали на стоянку в редколесье на ручье Пальник-шор, в маленьком болотце прямо на голубике. Много комаров и мошки. Поужинали и отбились в 20.00. Разумнее конечно было перейти ручей и встать на той стороне, там и стоянок много, но мы уже были не в состоянии. Ходовое время 12,5 часов.


День 2 (1.08.00)

5.00 Подъем. С утра ветерок и солнышко. Позавтракали и в 7.45 вышли, перешли ручей и пошли к пер. Малиновый. Ноги у всех никакие (Рита идет как на ходулях). Идем по хорошей тропе. По пути в ручье помыли ноги и погоняли кумжу. В 12.00 взошли на пер.Малиновый. Достаточно много вспоминали Серегу С., который порекомендовал идти от тракта вдоль Дурной. С перевала спускались траверсом зеленки, вверх по течению Дурной. Когда вошли в тайгу, пошел дождь. По тайге петляли часа три, потому что на дорогу мы вышли в 16 часов. По тайге шли в основном медвежьими тропами и вдоль ручьев. Вездеходку вдоль Дурной мы могли бы и не заметить. В 16.50 перешли Дурную вброд (река достаточно мелкая не выше колена), вода теплая, бродится хорошо, а купается плохо. В 17 часов сели обедать с костерком и горячим супчиком. В 18.20 пошли по вездеходке вдоль Дурной дальше. По пути переходили много ручьев и болот. В 20 часов встали на стоянку в тайге на одном из притоков реки Дурная. Отбой в 22 часа. Ходовое время 12 часов 15 мин.


День 3 (2.08.00)

5.30 Подъем. Позавтракали, собрались и в 8.30 вышли. Идем сегодня искать пер.Корова-Рузь. Искать, потому что кругом туман и ничего не видно.

10.00 дошли до «балды» (так назвал ее Леша), поклоунировав по ручьям. Дорога ушла на «балду». Приняли решение – траверсировать склон З.Салед, двигаясь вдоль ручья, стекающего с пер.Корова-Рузь (нашли точку отсчета!).

В 15.30 поклоунировав по тайге, где много-много медведей, вылезли на какой0то хребет. С чем себя и поздравили. Стали спускаться и, когда туман немного рассеялся, напротив себя очень близко увидели огроменные горы!? «Ба! Так это В.Саледы!» – воскликнули мы. После чего Леша случайно увидел лес, а Рита попросила узнать, не течет ли речка в другую сторону. Макс посмотрел и сказал, что речка действительно течет в другую сторону. Было выдвинуто несколько предположений одно другого круче:

1 – мы на Нидысее.

2 – мы перевалили отрог и находимся на ручье, втекающем в речку Дурную. При этом мы не видим Дурной, ручей течет в овраге и оч-ч-чень здоровый.

3 – это правый приток Дурной и за соседним отрогом пер.Тракторный.

Решили пойти вниз по ручью. Немного стремно было спускаться с обрыва, перешли вброд ручей и выше ГЗЛ стали траверсировать склон. В результате подтвердилось предположение №2.

В 19.00 вышли под перевал Корова-Рузь и сели перекусить.

В 20.45 взошли на перевал. Ничего кругом не видно – красота! На перевале огромный снежник, который постепенно превращается в озеро. Стали спускаться, спуск несложный, плавный. В 22.00 встали на стоянку на ручеейке. Р.Хамбол-ю не видно. Стоим на газу. 24.00 Отбой. Ходовое время 13,5 часов.

Ps: В тайге везде медвежьи тропы и лежбища, просто отбоя нет от медведей!


День 4 (3.08.00)

6.00 Подъем. Туман, но сегодня реку видно, что радует. В 9.00 вышли. Идем на перевал Хамбол-ю траверсом склона З.Салед. Конечно сегодня ни о каком походе по верхам и речи быть не может. По пути поели морошки. По куруму поклоунировали с час (и нашли же курум на зеленочном склоне!).

В 14.30 Взошли на перевал. На перевале сфотографировали водопад, наблюдали ночную стоянку трех медведей, были хорошие лежанки и нехарактерный помет – видимо у медвежат было несварение.

Перекусили и двинулись вниз по левому берегу ручья. Было принято решение становиться на стоянку после брода притока Нидысея (р.Становой). Стоим на дровах.

20.00 встали на стоянку в пихтовой рощице. Немного раздуло туман, чего-то увидели, но потом наползла очередная "обезьяна” с дождем.

22.00 Отбой. Ходовое время 11 часов.


День 5 (4.08.00)

5.30 Подъем. В 8.30 вышли и пошли траверсом горы на р.Лунавож-Нидысей. Мокро, холодно, сыплет дождь. Все в тумане, гор не видно вообще.

9.30 Увидели балок "Нидысей” на стрелке. После этого обнаружили натоптанную тропу, видимо до нас прошла группа туристов.

10.00 Вышли к р.Лунавож-Нидысей и пошли вверх по течению к перевалу, параллельному Ступеньке. Туман, горы просвечивают темными тенями. 

Около 13 часов вышли на ГЗЛ. Рита надела неопреновые шорты, потому что полностью промокла и замерзла. Пошли дальше к перевалу. Обошли озерцо. Перешли вброд Лунавож-Нидысей, переходили сразу втроем, потому что течение очень сильное и речка глубокая (80 см), одного сразу сносит.

Около 16 часов сели перекусить, дрябнули по спирту и пошли дальше. Идти стало веселей, по пути нашли оленьи рога и взяли их с собой. Идем траверсом правого склона горы по зеленке, иногда по камням.

Очень задалбывающий перевал! В 20.00 наконец-то вылезли на седловину перевала. Сплошной туман кругом болото. Пошли вниз проверенной дорогой налево от горы Корабль (а хотелось бы обойти эту гору справа). В 21.30 вышли к водопаду, опять же в ночи и в тумане (как прошлый раз), обошли его слева по легкой тропочке. Рита боялась и Леша с Максом ее страховали сверху и снизу (чтоб сразу поймать если что). В 22.00 встали на стоянку сразу под водопадом на зеленке. Стоянка на газу.

00.00 Отбой. Ходовое время 13,5 часов.

Ps: Вообще лично мне нравятся стоянки на газу, как-то уютнее готовить под тентом, особенно в нашей большой палатке.


День 6 (05.08.00)


7.00 Подъем. Выглянуло солнышко, но на два часа. За время завтрака успели немножко подсушиться на солнышке и пофотографировать окрестные виды. В 11.00 вышли, идем по р. Капкан-вож к пер. Студенческий. По пути насобирали пару мешков грибов. В результате достало собирать грибы. К 14.00 подошли к ручью, который течет с перевала Студенческий. Ручей красив, скальные сбросы, водопады, пофотографировали и поснимали. Набор высоты приличный, идем траверсом правой горы. К 16 часам дошли к г. Манарага и устроили крутой перекус аж до 18 часов.

В 18.00 начали подъем на перевал Студенческий. Манарагу не видно, перевал только угадывается в тумане. Подъем на перевал достаточно крут, но по зеленке и небольшим камням. В тумане чуть не промахнулись, забрали слишком вправо на Манарагу. В 19.00 вылезли наверх. А наверху мерзкая погодка не дала разглядеть зубцов Манараги. В 19.10, съев шоколадку, начали спуск. Спуск поположе чем подъем и тоже весь зеленочный. В 20.30 встали на стоянку в районе ГЗЛ. На ужин объелись грибов. В 24 часа наблюдали розовый закат сквозь туман над горами. Развиднелась Манарага. Закат длился 4 минуты и сфотографировать его из лесу не удалось.

Отбой 24.30. Ходовое время 9,5 часов.


День 7 (6.08.00)

9.30 Мужики решили проснуться и пособирать… В 11 часов проснулась Рита. Погода сегодня мерзкая, идет дождь и достаточно сильный. Подъем на Манарагу сегодня естественно обломился. Решили сделать типа полудневку и пройти до балка Оленьего. В 14 часов вышли. По пути встретили группу из Москвы, который два дня идут и день днюют. Немного с ними побазарили. К балку Оленьему подошли в 17 часов. Подлатали крышу, чтоб можно было ночевать. Мужики дров заготовили аж на два дня. Пока они заготавливали одежда подсохла.

Ходовое время 3 часа.


День 8 (7.08.00)

4.00 подъем. Вокруг туман, но хоть дождя нет. В 7.00 вышли из балка. Идем к перевалу Олений. В 8.00 подошли к слиянию р. Оленьего и р. Манараги. Манарага конечно широкая речка. Примерно в 9 утра вылезло солнышко. В 9.40 подошли под перевал. Пока отдыхали, видели красавца-орла, который размеренно махая крыльями, вальяжно пролетел над нами. Солнце подсушило камни, что подняло боевой дух нашей команды и до первого озера мы долезли за час. А потом начали клоунировать. Вообще следует двигаться справа от озера, а по окончании озера ровно по центру. В 12.30 долезли до второго озера, обошли его справа по скальным полочкам. В 14 часов пришли ко второму туру в конце третьего озера, перекусили и помчались вниз по правой стороне р.Падежа-вож. (помчались – это в прямом смысле, бежали со скоростью 6 км/час) Но после трех перекуров решили перейти Падежа-вож на левую сторону. Сделали это зря, потом переправились обратно и на этом наши силы закончились. Дальше мы как черепахи ползли по болотам и карликовым березкам, которые здесь считались вездеходной дорогой. Вообще продвижение по правой стороне озер крайне сложно из-за отсутствия тропы и большого количества болот, кочек и березок. Решили встать где придется, а не тащиться до Лимбека, поскольку это заняло бы у нас часа три. В 22.30 встали на стоянку примерно посередине озера Падежаты-1. Стоим на газу. Мечта о рыбе не сбылась, т.к. до рыбака мы не дошли.

В 24.00 уже спали. Ходовое время составило 13,5 часов.

Ps: Это был первый день за поход, когда реально можно было залезть на Манарагу, но лимит времени у нас уже был исперчен.


День 9 (8.08.00)

6.00 подъем. Погода обещает быть теплой и солнечной. Во время завтрака к нам приплыла рыба в виде мужика, который спросил время. После договоренности совершился натуральный обмен – 150 грамм спирта на 8 рыбин (2 кумжи и 6 хариусов).

Кумжу мы съели тут же за завтраком – чудная рыба – свежепойманная, слегка подсоленная, нежнейшая, красное мясо.
В 10.00 вышли, рыба задержала нас на час. Когда дошли до вездеходки (перешеек между озерами Падежаты) усмотрели грозовую тучу, движущуюся на нас. За 10 мин. Ливня вымокли насквозь. Решили подготовиться к встрече еще одной партии воздушно-капельного охлаждения в виде грозовой тучи, сверкавшей молниями в 20 км от нас (в смысле - одеться). Дождь не заставил себя ждать, ускорителем он был изрядным. В 11.45 перебродили Падежа-вож и Пак-ю в месте слияния, получилось широко, но мелко. На противоположном бугре увидели на земле град размером с горох!!! Хорошо, что град до нас не дошел и иначе синяков у всех было бы изрядное количество. Выглянуло солнце и жить стало веселей.
В 12.30 вышли на вездеходку и по ней дошли до болота. Обошли болото и траверсом склона горы Алькес пошли дальше. Сплошные отроги и кочки. В 15 часов перекусили хариусом и другими вкусностями. В 16.15 пошли к р. Алькес-шор. Около 17 часов перебродили Алькес-шор, далее движемся по болотам к озеру Форельному. Офигели от ястреба, который прочесал над нами со скоростью 100 км/час. В 18.20 подошли к озеру. В 19.10 вылезли на перевал, можно сказать по вездеходке, точнее по следу вездехода. В 20.50 траверсом вышли на плато к балку на Хамбол-ю. Балок оказался сильно загаженным. Стоим в палатке на газу, хотя дров до дури (это остатки старого балка, заброшенные поленья, строительный хлам). Погода в кайф, но ночью стало заметно холодней (не май месяц все-таки).

Ходовое время 10 часов 50 мин.


День 10 (9.08.00)

7.00 подъем. Погода солнечная. Пока готовили завтрак, Леша успел побегать поснимать окрестности для уточнения будущих маршрутов, принес еще один рог, который оказался тоже левым и нам не подошел. В 10.05 вышли, движемся к р. Хамбол-ю. Это первый день, когда мы шли в футболках. Спустились с перевала и пошли по правой стороне Хамбол-ю. 12.00 перешли вброд речку, помыли головы и пошли по левой стороне. Там идет тропа одноногого ковбоя. В 13.30 дошли до пер. Корова-Рузь и сфотографировали его. В 16 часов перекусили, напротив лес и пупырек. В 16.45 пошли дальше, видим стойбище оленеводов. Нашли вездеходку, но потом потеряли ее в болоте. Ныряли с дерева в ручей. Вообще очень много переходили шоров. В 19 чаосв подошли к оленеводам, никто к нам не приставал, кроме собачек. Вездеходку нашли ближе к реке. В 19.45 подошли к бугру (около поворота реки). Вездеходка в этом месте раздваивается: одна идет вдоль реки, а другая, нужная нам, идет траверсом бугра, но потом на него забирается. Шли по бугру хорошо, шоров нет! В 21.45 встали на стоянку в небольшой рощице из шести пихт. Среди них оказалась сушина, здесь же насобирали грибов на завтрак. Стоим на дровах. К озеру лучше не ходить, вокруг них топи, но среди болота достаточное количество водяных ям, в которых можно набрать воды.

Веяние холода особенно в ямах усиливается, понимаем, что пора на выход и валить отсюда.
23.30 отбой.

Ходовое время 11 часов 10 мин.


День 11 (10.08.00)

6.30 подъем. В 10.00 вышли, идем по вездеходке вдоль З.Салед к тракту. Пересекли болото между холмами по бревну ( уж больно чвакало). Задрали грибы, насобирали очень много. В 13 часов вышли на тракт. Теперь движемся по тракту к З.Саледам. Погода нормальная, не жарко, не холодно. Тракт жестковат после болот и кочек, отбили ноги. За один переход дошли до ручья Джагаляптикшор. За два перехода поднялись на перевал. В 15.00 вышли на перевал, съели за него шоколадку и пошли к р.Дурной. По дороге попаслись на чернично-голубичном поле. Начинал накрапывать мелкий дождичек, но мы усилием воли заставили его замолчать.

В 20 часов перебродили ручей с Н.Салед, причем Макс его переходил босиком (ботинки мочить не захотел), а Рита с Лешей перепрыгивали. Ну и долго же пиликать до Дурной!  В 20.30 перебродили Дурную. Для брода хватило 2 пар обуви на троих. Дурная мелкая (примерно 50 см), посередине островок, проход труда не составляет. В 21 час встали на стоянку на Дурной. Ночью уже очень холодно.

Ходовое время 11 часов.


День 12 (11.08.00)

4.30 подъем. Ночью слышали как проезжала машина. Ночью шел дождь.

6.50 вышли. Рванули по тракту к Малды-изу. В 9 часов подошли к Пальник-шору, с него ушли в 9.30. За два перехода вышли к повороту с карьера (в 10.50). В 12 часов вышли к р.Сывью. Бродили в 2 парах обуви на троих. Сывью в месте брода глубиной 30 см. Идет дождь, то сильнее, то слабее. Местные рыбаки сказали, что есть поезд в 16.35. В 13 часов перекусили, поднявшись на полперехода. В 14.30 вышли к карьеру (ручей Безымянный). Сильно при этом рвали когти. После этого мы протащились по раскисшей дороге еще пару километров и поймали попутную машину. Размокший тракт – это просто ужас, без соответствующих шузов непроходим.

В 16 часов были уже около нашей заброски. Подъехали мы около 10 км. По выходе из машины все были перепачканы в глине. Пока Макс с Лешей ходили за заброской, по бетонке пробегал одинокий волк! Днем!

В 16.20 пришли на станцию 1952 км. Уехали в Инту местным поездом Печора-Сивая Маска, который отправляется с 1952 км в 16.40.

Наше ходовое время составило 8 часов 40 мин.
 

Если бы мы не подбросились на машине, ни фига бы не успели на поезд в 16.40.

Добавил: travelserg (02.08.2013)
Меню сайта
Друзья проекта
Поиск