2 августа 2005 года – 8-й день похода. (исток р.Балбанью – оз.Малые Балбанты – бр. р.Балбанью)
| | Утро у реки Балбанью |
После вчерашнего ночного восхождения делаем полудневку. Поздний подъем, около часа дня, продолжается еще несколько часов. С трудом пытаемся проснуться, стираем некоторые вещи в стиральной машине типа «горная река». Погода стоит солнечная, солнце палит, но при этом не очень жарко.
Сергей Романюк готовит, как всегда, вкусный завтрак. Доедаем, пойманную в восьмерке, кумжу. Рыбка маленькая, но очень вкусная.
Отдыхаем…
Нужно двигаться дальше, и по этому поводу Алекс устраивает «совет», предлагает разные варианты движения исходя из оставшихся дней и добытых из разных источников информации. В результате принимаем решение двигаться пока вдоль русла реки Балбанью и, минуя поселок Желанный, до слияния рек Балбанью и Пелингичей, выяснять состояние бродов и дорог, и уже по этим данным намечать дальнейшее продвижение.
Около 18 часов выезжаем. Не успев проехать ста метров, вдалеке замечаем мужчину, который явно идет в нашу сторону. На броде Балбанью с ним общается Алексей. Как оказалось это турист из Инты, уже несколько десятков лет пешком путешествующий по Уралу. Первое, что он сказал это : «Сколько лет хожу по Уралу - ни разу велосипедистов здесь не видел…». «…увидел что-то блестит на солнце, решил подойти посмотреть на чудаков…»
В разговоре Алекс узнал много полезной информации о состоянии дороги, которая идет после брода реки Пелингичей, о броде Кожима и о состоянии Интинского тракта.
Мужик сказал, что с погодой нам очень-очень везет, сейчас она на редкость хорошая. Если бы шли постоянные дожди, что на Урале не редкость, мы бы вряд ли смогли двигаться, и полностью пройти маршрут.
Встречавшиеся, нам группы, естественно, обращали на нас внимание. На лицах читалось одобрение и непонимание. Нам и самим порой не было понятно как нам это удается.
Как бы то ни было, мы двигаемся дальше.
| Каменные россыпи на реке Балбанью |
| Озеро Малые Балбанты |
| Отмывка велов на ходу у озера Малые Балбанты |
Все с кем мы общались, отмечали, что тракт дальше улучшается, но за сегодняшний день мы сильно этого не заметили, хотя и смогли практически пол дня двигаться в седле. В трех километрах от стоянки нашему движению препятствуют каменные россыпи шириной метров пятьсот, ведущие на правый берег реки. По сравнению с пешим передвижением группы водников, которую мы встретили здесь же, мы просто ползем, гремя железными конями о камни. Иногда не выдерживаем такого издевательства над техникой и несем их в руках.
Проехав еще пару километров, попадаем в болото вперемешку с раскисшей грязью, где теряем много сил и времени. Это разлилось озеро Малые Балбанты, устроив из тракта месиво.
| Чум оленеводов | |
Через некоторое время, выбравшись из болот, обнаруживаем чум оленеводов, расположившийся на большой поляне, левее тракта. Как мы и ожидали, его обитатели проявляют к нам больший интерес, чем к обычным туристам. Как оказалось, оленеводы знали, что мы будем проезжать, об этом им рассказал проводник из Печоры и киевляне, которых мы повстречали в поезде.
Хорошо поговорив с оленеводами, едем дальше. Проехав еще 3,5 километра, мы остановились в нерешительности. Было непонятно по какой дороге ехать, по правому или по левому берегу Балбанью.
По правому берегу идет старый тракт, вероятнее всего весь покрытый болотами. С левой стороны виднеется свежая дорога, но как до нее добраться мы пока не знаем.
Алексей и Сергей Романюк сходили на небольшую разведку, но явного брода ребята так и не нашли. А так как уже было 10 часов вечера, то мы решили искать место для стоянки. Нашли хорошее место прямо на берегу реки, как оказалось не далеко от «хитрого» брода, но об этом напишу уже завтра.
А сегодня мы попытались еще немного порыбачить, правда из этого ничего путного не вышло, приготовили ужин и легли спать. Данные за 8-й день: | | Расстояние: | 13,6 км | Чистое время движения: | 2:26 часа | Средняя скорость движения: | 5,6 км/ч | Максимальная скорость: | 26,2 км/ч | Суммарный набор высоты: | 119 м | | | |
3 августа 2005 года – 9-й день похода. (бр. р.Балбанью – озера Большие Балбанты – пос.Желанный – бр. р.Балбанью – бр.руч.Пелингичей – пер. 985 м – поселок Гранатовка – р.Большая Каталамбию)
Сегодня получился на удивление ездовой и высотный день с интересным продолжением.
Утром нас неприятно покрывает мерзкий дождик, что не мешает нам быстро и вкусно позавтракать, собраться и выехать около 11.30. Сразу после завтрака дождь прекратился.
Основной задачей, поставленной нами сегодня, было разузнать в поселке Желанный состояние бродов и дорог. На свой страх и риск мы решили все-таки заехать в поселок, хотя нас предупреждали не делать этого, чтобы не попасть на егерей.
| | | Конные проводники | «Хитрый» брод на левую сторону реки Балбанью | |
Не успев выехать на дорогу, встречаем двух оленеводов на лошадях, сына и отца, из вчерашнего чума. Они удивляются: «Вы возвращаетесь?…», «…да нет, мы просто ищем дорогу», как бы оправдываемся мы.
Оленеводы как раз собирались на Желанный и с радостью показали «хитрый» брод на левую сторону… В определенном месте нужно просто идти метров 150 вверх по ручью, глубина здесь максимум сантиметров 40.
По ручью за нашими конными проводниками переходим на левую сторону Балбанью, к грунтовке, которую видимо сделали совсем недавно. Это понятно по ее состоянию и по отсутствию на нашей карте. Она идет более правильно, чем старый тракт – по вершинам холмов и менее подвержена затоплению болотами. Старая трактовая дорога идет по правому берегу Балбанью, видимо она уже давно заброшена, т.к. поросла карликовой березкой и ивой, и похоже совсем затоплена болотами.
| Новенький Интинский тракт |
| | Озеро Большие Балбанты |
Выехав на новенький тракт, наши велосипеды впервые за несколько последних дней набирают среднюю скорость свыше 10 км/час. Дорога пересекается многочисленными ручьями, но их пересечение совсем не означает попадание в болото, а лишь небольшой обнос по камням, а некоторые вообще удается проскочить в седле.
Получив возможность ехать, мы быстро и с удовольствием доезжаем до огромного озера Большие Балбанты, в самом конце которого находится прииск Желанный.
Красивейшие виды открываются нам по обе стороны тракта, порой неожиданно появляются очертания уже знакомых гор на фоне ближайших хребтов. Мы не можем такое пропустить, часто останавливаемся и фотографируем все новые и новые красоты.
| | | Озеро Большие Балбанты и поселок Желанный | |
Подъезжаем к поселку Желанный. Почему-то мне он представлялся совсем другим. Поселок состоит из чуть более десятка невзрачных домиков. Пока мы стояли увидели всего два-три человека на его территории. Практически сразу над поселком на горе видны многочисленные шахтные разработки.
Андрей и Сергей сходили в поселок на разведку. Расспросив одного рабочего, который оказался местным водителем, ребята узнали, что перед слиянием Балбанью и Пелингичей брод есть и по нему скорее всего возможно перейти пешком. Дорога после брода тоже есть, но насколько она наезжена и как долго она продолжается он не знает, т.к. ездит только по одному маршруту из Инты в Желанный и назад. Брод пешком Балбанью в нижнем течении он считает вряд ли реальным, перебродить возможно разве что на вахтовке.
Мы советуемся и решаем, что будет неправильным решием, проехать около 3-х тысяч километров и после этого бродить на вахтовке, сокращать маршрут, когда мы в состоянии своими силами пройти этот брод. При этом сделать еще более интересным наш маршрут, пройдя практически никому неизвестной дорогой. Андрей, правда до последнего момента, склоняется к броду на вахтовке, в нижнем течении Балбанью.
| | | Тракт-автострада | Недалеко от слияния реки Балбанью и ручья Пелингичей |
Отъезжаем от поселка. Тракт становится просто автострадой. Он подсыпан, через большинство ручьев сделаны мосты. Набираем огромную для этих мест скорость. Впервые чувствуешь, что вел как бы приосел, все детали окончательно притерлись и стали на свои места, по тракту он идет уверенно без малейших колебаний, как двухколесный танк.
В таком темпе, как по взлетной полосе, мы долетаем до съезда к броду перед слиянием Балбанью и Пелингичей.
Ширина Балбанью в месте брода около 80 метров, дно каменистое, сложено из мелких и средних валунов, глубина 50 сантиметров, скорость течения около 0,7 м/с. Осмотрев брод решаем все-таки идти в этом направлении. Такое решение в корне меняет наш маршрут, но мы уверенны в себе и нашей технике. По ту сторону Балбанью – практически не посещаемый туристами район. Всех кого мы расспрашивали про него, ничего толком не смогли рассказать.
О нем мы знаем только по случайным данным от водников, с которыми Алекс разговаривал в 1999 году в поезде. Тогда они рассказали, что в начало маршрута, в верховье Кожима, их забрасывали на вахтовке, какой-то секретной дорогой, которой нет ни на одной карте, через золотоносные прииски.
Уверенно бродим Балбанью, и еще через несколько сот метров ручей Пелингичей.
Пелингичей в месте брода шириной 30 метров, дно каменистое, глубина 40 см. Снимаем с плеч рюкзаки и одеваем их снова на велы. Начинаем движение по накатанной грунтовке. На ней еще хорошо виден свежий след «Урала», видимо ее часто используют и сейчас. Еще до брода, наблюдая с Интинского тракта, мы заметили основательные вырубки и хорошую просматриваемость дороги, на большем ее протяжении, вверх по холму.
| | | | На перевал после брода ручья Пелингичей | Брошенный вахтовый поселок | Пример SMS в парке Югыд Ва |
Практически сразу дорога забирает вверх и влево, постепенно набирая высоту. Слева под горой, обнаруживаем оставленный вахтовый поселок, видимо или люди временно уехали из него или сейчас все на работе. По крайней мере поселок выглядит вымершим, но не брошенным...
| | | Погода до и после обеда |
Не успели мы отъехать от поселка, как очень быстро начался дождь. Сразу стало сумрачно и холодно, к тому же очень хочется есть. Увлекшись длинными переездами мы совсем забыли про обед. На часах 17:30 дальше тянуть с обедом уже некуда. Поэтому прямо под дождем, на ручье, устраиваем горячий обед, который придал нам немало сил. Получился он как всегда вкусным, за что огромное спасибо нашему неунывающему и всегда бодрому завхозу-повару Сергею Романюку. Пообедали горячим супом, черносливом и печеньем к чаю, после этого дождь сразу прекратился, выглянуло солнце на душе стало хорошо и спокойно.
| | | Подъем на перевал Каталамбию (985) |
И с новыми силами мы поползли вверх на перевал. Подъем оказался довольно крутой, останавливаться приходится через каждые 40-50 метров, дольше идти не получается. Через час выходим на перевал, который мы назвали перевал Каталамбию (985 м), т.к. на карте названий перевалов у нас нет, да и врядли бы его назвали – туристы здесь не ходят. Оказалось, что от места брода который по GPS находится на отметке 411 м, до перевала, набор высоты составил 574 метра.
На верху обнаруживаем развилку дорог, ведущих видимо, на различные разработки месторождений. По GPS определяем наше направление и быстро спускаемся метров на 100 вниз. Пока Алекс заменял тормозные колодки, обнаруживаем следы геологоразведочных работ 1999 года. Это заняло минут 15-20, и как только мы были готовы двигаться дальше, позади послышался звук приближающегося транспорта.
Первой нашей реакцией было спрятаться, но куда-то деться на абсолютно открытой местности просто нереально. Поэтому, немного сойдя с дороги, стали ждать, что же будет дальше. Мы ожидали вахтовку с рабочими, едущими на прииск, а увидели водников, которые забрасывались в верховье Кожима, к тому же они снимали нас на видеокамеру и весело махали руками.
| | | | Спуск с перевала Каталамбию (985) | В погоне за вахтовкой | Изрытая долина реки Большая Каталамбию |
Мы тоже обрадовавшись друзьям по разуму и, непонятно зачем, как бешенные, помчались по куруму за вахтовкой. Вероятно мы хотели, пообщаться, узнать о дороге. Но никто не остановился, хотя Алекс даже перегнал их по параллельной дороге…
Увлекшись экстремальным преследованием пролетаем золотоносный прииск. Видимо добыча золота велась на нем открытым способом. Сейчас он представляем жалкое зрелище: развороченные окрестные горы и долина реки Большая Каталамбию, ржавеющие останки брошенной техники. Вместо одного, обозначенного на карте, брода, из-за разработок, бродим бедную реку более 20-ти раз, хорошо что здесь она не глубокая.
Уже совсем темнеет и становится небезопасно ехать на скорости среди груд булыжников, практически в полной темноте, т.к. фар мы не брали, рассчитывая на полярный день. По ходу движения пытаемся выбирать место для стоянки, но поиски пока ничем не заканчиваются.
В поисках места проезжаем вахтовый поселок Гранатовка представляющий все ту же унылую картину – брошенные, разломанные домики, груды ржавеющей техники.
И только в полночь находим приличное место, на берегу реки Большая Каталамбию. Сюда разработки не дошли. Ставим лагерь на мягкой карликовой березке и ягеле под большущей сосной, с видом на горы. Как оказалось позже, в 2-х километрах от брода Кожима.
За этот день 80% расстояния удалось проехать в седле, и практически невероятное расстояние в 50 километров. Данные за 9-й день: | | Расстояние: | 50,4 км | Чистое время движения: | 7:15 часа | Средняя скорость движения: | 7,0 км/ч | Максимальная скорость: | 32,9 км/ч | Суммарный набор высоты: | 912 м | | | |
4 августа 2005 года – 10-й день похода. (р.Большая Каталамбию – бр.р.Кожим – руч.Вограшор – р.Кожим)
Просыпаемся неспешно. Погода пасмурная. Ветер медленно двигает массы небесной воды, иногда часть этой массы затрагивает и лагерь.
Алекс и Сергей готовят завтрак. Как обычно по утрам, это что-то молочное, сегодня это гречка. Красивейшие виды реки Большая Каталамбию совмещаем с поглощением вкусного завтрака.
Собираем вещи. После вчерашних скачек по куруму и макания в воду, кочующей не по своим берегам реки, велам требуется тщательный уход, смазка и текущий ремонт. Некоторым необходима замена тормозных колодок.
Ближе к выезду погода налаживается, мошки и комаров уже практически нет.
Кстати по поводу комаров, по ходу дела, возникла собственная классификация: | | | Комар таежный вольный – комар живущий вольно на огромных пространствах тайги, за всю свою жизнь так и не узнавший вкус человеческой крови, т.к. люди здесь реже встречаются, чем звери. Живет многомиллионными колониями, чем питается в таких количествах – непонятно. Нападает без разбора на любой теплый предмет небольшими партиями по 100-200 особей, будь то спина туриста, спина оставленного без присмотра рюкзака, его каша, или костер. Нападает смело и сразу. Если добирается до тела жертвы, покрытого некой тканью тщательно обследует каждый миллиметр поверхности, кусает в экстренных случаях припадка голода. В случае попадания комара на не прокусываемую ткань, все равно неутомимо долго занимается обследованием после чего умирает от физического истощения и переизбытка эмоций. Если попадает на свежее тело, неиспорченное различными сильнодействующими мазями, кусает без промедления, не оставляя жертве ни единого шанса. | | | | | | | | Комар таежный палаточный – не путать с комаром городским палаточным или пригородным палаточным, все ниже сказанное к последним не относится. Итак, залетая небольшой колонией, 20-40 особей, в палатку с противомоскитной сеткой, комар таежный вольный превращается в комара таежного палаточного. Такой комар, видимо из-за слабой поддержки сотоварищей и необычности пространства, старается такое помещение побыстрее покинуть. Не атакует, ждет непонятно чего на стенках палатки. Из-за необычности обстановки не понимает, как отсюда возможно выбраться и поэтому быстро погибает от мягкого предмета брошенного в него туристом. Спать при этом можно практически без одежды, даже разгоряченное тело туриста, ввалившегося в палатку не в состоянии вывести комара из состояния жуткого страха. Иногда такие особи доживают в состоянии полного оцепенения до утра, но после сворачивания палатки утрачивают способность к жизни. |
Но мы немного отвлеклись, и теперь продолжаем дальше наш рассказ. Выезжаем по все той же накатанной грунтовке. Дорога быстро бежит вниз и через километр мы попадаем в безлесую, широкую пойму реки Кожим. Подкатываем к автомобильному броду и не верим своим глазам.
Та полноводная река, которую мы хорошо знаем ниже по течению, по которой ходят суда, здесь шириной не более 80-ти метров. Андрею несколько минут пришлось доказывать с помощью GPS, что мы все-таки перед Кожимом. Так он просто не поверил, и все думал, что мы перед его притоком.
| | | Брод реки Кожим в верховье | Все не верится, что перебродили Кожим!!! |
Не веря глазам своим бродим Кожим не снимая рюкзаков с велов!!! Дно здесь каменистое, глубина реки не более 40 см!!! В это просто не верится. Мы для себя считали перебродить Кожим суперзадачей, где и как это сделать мы очень взвешенно и долго выбирали. Здесь в верховье Кожима, этот брод оказался для нас значительно проще, чем броды рек, которые в него впадают, ниже по течению.
Сфотографировав и сняв на видео брод, движемся дальше. Через некоторое время бродим ручей Воргашор. После него, у нас опять начинают возникать вопросы о дальнейшем продвижении. По этой местности у нас есть только достаточно старые карты, на которых отражено состояние местности на 1968 год. За это время тракторные совсем изменились, золотари давно ушли из этих мест, и накатанные дороги скрылись под кустарником или совсем исчезли. Остались только те дороги по которым сейчас движутся машины на новые разработки и по которым кочуют оленеводы.
| | Брошенная техника старателей |
Казалось бы, на первый взгляд, не сложный участок дороги пришлось долго искать. Спустя полтора часа поисков был найден, едва заметный в густой карликовой березке, след налево, начинающийся после пересечения нашей дороги с ручьем Вограшор.
Внезапно начал дуть пронизывающий ветер вперемешку с туманом, так хорошо нам запомнившийся по походу 1999 года. Вершины холмов затянуло туманом. По плану нам необходимо обогнуть холм 702,4 м с правой стороны, чтобы затем снова выйти к Кожиму. По более новой карте, так можно было идти по одной из трех тракторных дорог, на куске старой карты в этих местах проходит только одна тракторная.
Таким образом идем по примерному направлению построенному в GPS и пытаемся сопоставить его с наиболее проходимыми кусками старых заросших следов. Постепенно огибаем наш холм, с головы до ног мокрые, по пояс в березке, практически в полном тумане. Следы то появляются, то снова пропадают в березке. Чтобы хоть как-то скрасить наше нелегкое продвижение останавливаемся на полях уже поспевшей голубики на мини привалы, стараемся сильно не разбредаться, чтобы не потеряться в тумане.
Радует, что чувство юмора нас не покидает, так глядя на Сергея Романюка, Андрей так отметил особенности нашего снаряжения и маршрута: «Идут туристы, в ботинках для подводного плавания по тундре с велосипедами…». В общем, так оно и было на самом деле.
Выбравшись на седловину холма случайно находим след, по которому даже можно проехать в седле. Доезжаем до ручья и потом движемся пешком вдоль его русла в густой траве, пока не упираемся в Кожим. На этом отрезке следы уже лучшего качества, но имеют всю туже тенденцию постоянно исчезать. Все время выбираем наиболее лучший след. Наиболее лучшую дорогу мы находим по свежему следу оленеводческих саней.
В пойме Кожима основной наезженной дороги нет, видно что здесь давно никто не ездит. Следы часто уходят в болото. На объезде одного из них, роняем вел Сергея Романюка в воду. Но благодаря большим полиэтиленовым мешкам, в которые у нас все упаковано, Серегины вещи были спасены от намокания.
Останавливаемся на ночевку недалеко от старицы Кожима. Как уже повелось на мягкой карликовой березке, рядом с полем созревшей голубики.
Ночью от Кожима повеяло ощутимым холодом, от которого спасались хорошим костром на сухих лиственных полешках. Данные за 10-й день: | | Расстояние: | 19,0 км | Чистое время движения: | 3:58 часа | Средняя скорость движения: | 4,8 км/ч | Максимальная скорость: | 17,4 км/ч | Суммарный набор высоты: | 336 м | | | |
5 августа 2005 года – 11-й день похода. (р.Кожим – бр.р.Яротаю – бр.р.Селэмъю – бр.р.бол.Бадьяю – бр.р.мал.Бадьяю – бр.руч.Юнковож – руч.Бадьяшор)
Как ни странно, ни вечерний ни утренний «заброс палок» в старицу Кожима, да и в сам Кожим, никаких результатов не дал, видимо рыбы здесь еще нет. Зато ребята насобирали свежей голубики, и поэтому молочный рис и, сделанные по инициативе Алекса оладьи, были с приятной добавкой.
| | | Вкусное дополнение к завтраку от Алекса - оладьи с голубикой |
Вкуснейший завтрак и жаркое утреннее солнышко позволило нам хорошо восстановиться и подготовиться к новому переходу.
Пока Алекс ходил на рыбалку на Кожим, попутно обнаружил хорошую дорогу. Мы сразу поехали по ней. Поначалу она шла вдоль берега, но через некоторое время вышла на брод. Сегодня мы еще не раз выходили на броды через Кожим, здесь их оказалось достаточно много, следы к ним шли обычно более наезженные.
Но бродить нам смысла нет, т.к. выходить с маршрута мы планируем по правую сторону Кожима. Продвигаясь дальше, бродим реки Яротаю, Селэмъю, большую и малую Бадьяю. Реки практически похожи друг на друга, в основном с каменистым дном, шириной 10-20 метров.
После брода большой Бадьяю, находим, разъезженную «Уралами», дорогу, по которой движемся до конца дня. По дороге, неожиданно для себя, спугиваем несколько стай курей, незаметно сидящих до последнего момента на дороге, а потом с шумом вылетающих прямо из-под колес.
Выехав из леса на открытое пространство, наблюдаем за громыхающим вездеходом, двигающегося мимо нас, на противоположной стороне Кожима, в район прииска Березовского.
После брода малой Бадьяю устраиваем горячий обед с супчиком и чаем. Немного пополнив энергетический запас и отдохнув, движемся дальше.
Бродим ручей Юнковож.
Как мы ни старались двигаться вдоль Кожима, но отсутствие дорог заставляет нас двигаться в Лемвийский район, забирая направо, поближе к реке Лемва. Нормальной связки дорог найти на местности так и не удалось. Тракторная устойчиво уводит нас от Кожима в глухую чащу леса.
| | | Запасные части от саней оленеводов | Мишкины следы в глухой просеке |
Дальше едем в узкой глухой просеке. Свежие медвежьи следы заставляют нас насторожиться. Стараемся ехать вместе, не растягиваться и побольше выдавать свое присутствие..
Через несколько километров выезжаем на открытое пространство. Под красивейшим видом закатывающегося солнца, как будто специально спроецировавшего свои лучи на редкие облачка, ползем по болотам до ручья Бадьяшор, еще 2 километра. Тут в небольшом сосновом леску и останавливаемся на ночевку. Данные за 11-й день: | | Расстояние: | 25,8 км | Чистое время движения: | 4:41 часа | Средняя скорость движения: | 5,5 км/ч | Максимальная скорость: | 23,5 км/ч | Суммарный набор высоты: | 286 м | | | |
|