6 августа 2005 года – 12-й день похода. (руч.Бадьяшор – р.Лемва)Около восьми утра, вместо будильника, в лагере раздался взрыв. Не сразу поняв, что произошло все моментально проснулись. После небольшого расследования выяснилось, что причиной такого шума была разорвавшаяся покрышка. Наутро солнце пригрело и, надрезанные накануне, острыми камнями, тонкие борта покрышки не выдержали давления. Покрышка разорвалась, а камеру «выдуло» наружу и разорвало. Произошло это с задним колесом вела Сергея Романюка (WTB Mutano Raptor 44x622).
| Утренний взрыв покрышки |
Сергей попытался заклеить покрышку, но после ее накачки, решили не рисковать еще одной камерой, а заменить сразу и покрышку, т.к. 28-ти восьми дюймовые колеса были только у Сереги, и при потере еще одной камеры запасную брать будет негде.
Серега, некоторое время поколдовав над колесами, принялся за завтрак. Вместе с Алексом они сделали вкусную молочку с голубикой. И чуть позже с голубикой сделали еще и оладьи.
Солнышко приятно пригревает, состояние такое, как будто мы не в походе, а на отдыхе. В принципе это же не только наш поход, но еще и отпуск. Так что все нормально…
Неспешно собираем вещи и как-то даже легко выходим на седловину холма, под которым сегодня стояли. Отсюда открывается вид на огромные безлесые пространства. По пути попадается участок, по которому мы проезжаем в седле около 2-х километров и после этого снова попадаем на поле-болото. Радует только, что погода стоит хорошая. Здесь бы немного дождей и нам с великами пришлось бы совсем туго.
| | | | Все ближе и ближе к реке Лемва |
По ходу дела попадаются поляны морошки. К сожалению, спелой практически нет, попадается или еще не созревшая или уже перезревшая, вялая темно желтого цвета. Но это не помешало некоторым участникам надолго забросить велы и расползтись по полю.
После того как любителей ягод все-таки собрали в кучу для продолжения движения, мы прошли еще с километр по болотам и попали в лесную зону. Оставшуюся часть маршрута нам практически не попадаются болота, движемся в основном в седле.
Стать на стояку решаем на берегу реки Лемва, не поздно, чтобы успеть еще половить рыбки. Для этого находим уютное место на большом острове, который огибает два рукава Лемвы. Тот рукав, который поменьше сразу бродим и останавливаемся в 10 метрах от основного русла.
Лемва оказалась совсем мелкой. В разных местах перебродив ее, мы не нашли места глубже 50-ти сантиметров. Тут уже больше чувствуется присутствие человека. Видимо, отсутствие в этой части Приполярного Урала, национального парка Югыд-ва, который мы покинули, перебродив Кожим, открывает больше возможностей туристам для посещения.
| | | Проплывали мимо водники...! | Мелкая река Лемва | |
Ставим палатки и пробуем половить рыбки. Не успели мы закинуть «палки», как увидели два катамарана с водниками из Москвы. Они медленно проплыли, не остановившись, несколько раз снимая каты с мели.
А мы снова принялись за рыбалку. Конечно по здешним меркам это не рыбалка, но для нас она доставила огромное удовольствие. Чистейшая вода, впечатление, что это не река, а аквариум. Проплывающий мимо хариус виден, как на ладони, но во время охоты умудряется очень искусно прятаться. Особенно когда он бьет у берега, не перестаешь удивляться, как до этого момента не видел его у себя под ногами.
| | | Отличная рыбалка на Лемве | |
За вечер, в общей сложности, мы наловили килограмма четыре хариуса. Два, самых больших из них, поймал Андрей, каждый весом под кило. Эти самые большие экземпляры вечером пожарили на сковородочке, остальные немного пересыпали солью. Приготовлениями занимался, как всегда, наш супер завхоз Сергей Романюк, который кроме этого и половить успел и поймать неплохих экземпляров.
| | Рыбный ужин который невозможно доесть! | |
В этот вечер все получили огромное удовольствие и от ловли и от дальнейшего съедания улова. Наутро еще договорились половить. К слову сказать улов оказался таким большим, что мы его доедали еще несколько дней и даже в поезде хватило на пару приготовлений рыбного филе. Данные за 12-й день: | | Расстояние: | 15,1 км | Чистое время движения: | 2:45 часа | Средняя скорость движения: | 5,5 км/ч | Максимальная скорость: | 15,2 км/ч | Суммарный набор высоты: | 197 м | | | |
7 августа 2005 года – 13-й день похода. (р.Лемва – руч.Тавроташор – бр.р.Лемва – бр.р.Лемва – р.бол.Надота)
Утром получилась вот такая история с часами. В поход я взял свои часы, в которых есть одновременно с электронные часы (цифровые) и кварцевые со стрелкой. Мы их старались использовать как будильник, но они нас все равно не могли разбудить. Поэтому, так как они оказались чуть ли не единственными часами у нашей команды, пользовались чаще ими по прямому назначению, т.е. визуальное узнавание, который сейчас час. В основном ориентировались по стрелочным часам, т.к. маленькие циферки, в утренние часы, спросонья, практически не разобрать.
Так вот. Почему-то я просыпаюсь – естественно, смотрю на часы. Выходит где-то половина двенадцатого дня, дня – потому что светло. Это я так решил и начал просыпаться, но потом подумал, что врядли меня никто не разбудил бы аж до 12 часов дня. Смотрю на часы еще раз, сильнее навожу резкость – теперь все понятно, в первый раз я держал часы вверх ногами, а на самом деле сейчас около 6 утра, значит продолжаю спать. Правда странно, что Алексея уже нет в палатке, но разбираться нету времени, очень хочется спать…
Продолжение было утром.
| | Утро на Лемве - рыбалка продолжается | |
Алекс, в похожем состоянии как и я, посмотрел на часы и решил, что уже аж 9 часов утра. И пошел на рыбалку на самом деле в 3 часа утра. А потом еще долго удивлялся, что долго никто не выходит на рыбалку, хотя договаривались. Зато к тому времени, когда все поднялись, у него был уже почти полный кулек рыбы.
Немного позже Сергей вместе с Алексом еще пожарили хариуса в дополнение к положенному завтраку. После завтрака еще порыбачили.
Уже во время обеда решили посовещаться, как завершать маршрут. Решили заехать в детский лагерь, о котором Алексу писал мужик из Инты, помогавший нам при подготовке похода.
Собрались и поехали. Проехали около 6 километров до пересечения с новой, не обозначенной на наших картах, дорогой с подсыпкой, ведущей на марганцевый рудник.
По пути встретили двоих ребят из Москвы, водников. Встречи с нами они меньше всего ожидали. Как они сами сказали «…медведя встретить мы ожидали, а вас на великах, уж никак нет…» Действительно, путешествие на велосипедах в этом районе на самом деле в диковинку, плюс очень сильно зависит от погодных условий. Ребята видно сами ездят. И в районе Интинского тракта они уже были на великах в 1995 году, проехали они тогда практически до конца тракта. Но так как велам, как они сказали пришел «капец», то пришлось вернуться. Они живо интересовались нашим оборудованием, характером поломок. В общем было очень приятно встретить братьев по разуму.
Так вот, распрощавшись с ребятами, мы добрались до дороги, о которой я уже говорил, связывающей Интинский тракт и марганцевый рудник. Выбрались недалеко от брода ручья Тавроташор.
Мы просто не ожидали встретить дорогу такого качества. В обычных городских условиях это ничем не примечательная грунтовка, но в середине Урала, после постоянных болот и вездеходных следов, она кажется чем-то нереальным. О ее существовании мы знали только из переписки Алекса с интинцем, на наших картах ее просто не было.
По такой, можно сказать, магистрали мы долетели до пересечения с Лемвой. Здесь мы ожидали найти детский летний лагерь. Но встретили группу, только что забросившихся, водников. Которые точно также с недоумением отнеслись к нашему способу передвижения, в ответ мы поинтересовались, как они собираются двигаться по такой малой воде …
Еще немного проехав вдоль брода Лемвы, в бинокль мы все-таки заметили нужный нам лагерь, по основному признаку – поднятому над палатками флагу. Найдя наиболее приемлемый брод, перебираемся на другой берег и подъезжаем к лагерю.
Мужика из Инты мы не нашли, он оказывается в этом лагере не живет, в основном занимается организацией походов, но сам их не проводит. Зато нашли руководителя детского экологического лагеря «Полярный Урал», который рассказал нам много интересного.
Мы вместе посмотрели наши карты, он рассказал про дорогу на марганцевый рудник и про место, где мы могли бы встать на ночевку перед выездом к Инте, т.к. это была наша последняя ночевка.
Мы поблагодарили за помощь и большинством голосов решили ночевать на месте, о котором нам рассказали. Был немного неприятный момент в этой стоянке. Т.к. для того чтобы добраться до нее, нужно было свернуть с хорошей дороги и 10 километров проехать по тракторной по не запланированному маршруту. А на следующий день снова вернуться назад.
Стоянка находится примерно в месте слияния рек Лемва и Большая Надота. На нашей карте тракторная в том направлении была, но как оказалось, следов в том районе было значительно больше. И из-за того, что эта дорога не была включена в основной маршрут, то пришлось потратить несколько больше времени на ориентирование и разведку. Большую часть тракторной можно было ехать, за исключением нескольких болот и пары пересохших ручьев.
| | | Стоянка эколагеря рядом со слиянием рек Лемва и бол.Надота | Излучина реки Лемва | |
В результате, уже ближе к вечеру, когда практически смеркалось, мы оказались у живописной излучины, недалеко от слияния рек Лемва и большая Надота. Интересные скалы, о которых нам рассказывал руководитель эколагеря, мы искать так и не пошли, т.к. на это уже не хватило ни светового времени ни сил.
Поставили палатки, попробовали половить, но рыба уже не клевала. На этот случай у нас с собой было … приличный запас хариуса, который нужно было срочно съедать. В эту ночь уже отчетливо почувствовалось холодное дыхание неприветливой уральской осени. При этом вода в реке была все еще теплее воздуха и она как бы «парила».
После ужина быстро ложимся спать, т.к. завтра нам предстоит долгий день – ехать по тракту до Инты. Данные за 13-й день: | | Расстояние: | 23,6 км | Чистое время движения: | 3:24 часа | Средняя скорость движения: | 7,0 км/ч | Максимальная скорость: | 30,2 км/ч | Суммарный набор высоты: | 248 м | | | |
8 августа 2005 года – 14-й день похода. (р.бол.Надота – Интинский тракт – г.Инта)
Опять, не услышав будильника, просыпаемся на полчаса позже намеченного подъема. Погода резко изменилась, сильно похолодало, небо заволокла сплошная облачность.
| | | Прощание со стоянкой и в путь домой | Обратный путь по тракторной | |
Переупаковываем рюкзаки под поезд, где пригодятся вещи пока бесполезно катавшиеся все 14 дней похода. Серега устраиваем прощальный завтрак, делаем групповое фото в конце похода и выдвигаемся в путь.
Обратный путь по тракторной уже не кажется таким незнакомым, и за полтора часа мы проезжаем 8,5 километров к месту нашего схода с марганцевой грунтовки.
Дальнейшая накатанная дорога кажется совсем однообразной, проходит полностью по безлесой тундре. Очень пыльная, после нее мы выглядели, как после прогулки по родным терриконам. Встречаем по пути всего одного мужика, слегка похожего на туриста.
В месте, где пересекла дорогу еще совсем неокрепшая, но тем не менее река Большая Надота, устраиваем обед. Готовим на Сережином примусе супчик, для нас совсем замерзших, он был совсем кстати, согрел и придал нам новых сил. Ну конечно кроме супа, были положенные по раскладке, чернослив, арахис, печенье и другие вкусности за которые особенное спасибо хочется сказать нашим питерским друзьям Максу и Рите Бусловским, которые составили такую вкусную и калорийную раскладку.
Общее расстояние от места нашего выхода на марганцевую дорогу до ее соединения с Интинским трактом составило 21 километр. Соединились эти дороги практически на самом верху большущего холма, по склону которого мы достаточно долго взбирались. Качество дорог примерно одинаковое, единственно заметили, что Интинский тракт более прямолинеен.
Немного передохнув на вершине, двигаемся дальше в низ к Инте.
Сначала идет продолжительный спуск, немного позже, после смены тундры на лесную зону, начинаются участки различной наезженности и качества. Еще больше чувствуется присутствие человека. По пути встречаем несколько грузовых машин, один Урал, несколько легковушек и даже мотоцикл.
Инта встречает нас неприветливой и одновременно пугливой собакой, долго не дававшей нам проехать. От такого «радушия» мы как-то отвыкли. Проезжаем привокзальный район, в котором жилые дома чередуются с полуразрушенными. Как-то невзначай, выезжаем к зданию вокзала г.Инта, пребывающему в стадии ремонта.
| Город Инта. Конец маршрута |
Как ни странно, в ремонтирующемся здании вокзала, где работала всего одна лампочка на две кассы, ребятам удалось взять билеты сразу на два поезда: Воркута-Москва и Москва-Донецк.
Обрадованные такому везению, мы отсылаем мобильные весточки домой, «у нас все в порядке, скоро будем дома…»
На травке, недалеко от вокзальной площади, на примусе устраиваем последний раскладочный ужин 14-го дня пути. Здесь же собираем велы в чехлы и ждем свой фирменный поезд Вокрута-Москва «Северная стрела».
Новенький фирменный вагон, в который мы сели, был завершающим приятным подарком, этого незабываемого похода…
Таким был этот очень интересный, увлекательный и непредсказуемый поход по Приполярному Уралу на велосипедах.
До новых встреч на маршрутах! До новых интересных походов!
Удачи и Вам!
Данные за 14-й день: | | Расстояние: | 71,4 км | Чистое время движения: | 6:03 часа | Средняя скорость движения: | 11,8 км/ч | Максимальная скорость: | 37,3 км/ч | Суммарный набор высоты: | 584 м | | | |
|