Приветствую Вас Гость
Воскресенье, 19.05.2024, 18:40| RSS

Велосипедные походы

Главная » Велосипедные походы

Кольский полуостров, велопоход, июль 2004 года, 1 часть

Поход лауреат конкурса
велосипедных походов "Путь 2004" в категории
"Самый интересный многодневный поход"

 

Большая просьба не судить стиль изложения слишком строго, т.к. отчёт был написан по ходу дела, обычно в утренние часы, когда очень хочется спать, но обязательно хочется рассказать, что же произошло с нами. Поэтому возможны некоторые нестыковки и ошибки.

Автор: Гавенко Сергей

Состав участников
Кретов 
Андрей 
1968 г.р. 
г.Донецк
Романюк 
Сергей
1966 г.р.
г.Донецк
Гавенко
Алексей
1968 г.р.
г.Донецк
Гавенко
Сергей
1976 г.р.
г.Донецк
Обязанности
руководитель, навигатор, фото, видеозавхоз, поварфотографсоставитель отчета, казначей
Байк
Merida Sport 300 Giant X-1000 28"Specialized Rockhopper Disk proStark Surfer Comp
AlivioSTX-RC/LX/AlivioLX/DeoreXT/Deore


Нитка маршрута

ДенькмНитка маршрута за день
132Мурманск - Кола
167Кола - с. Тулома - р. Шовна
276р. Шовна - с. Верхнетуломский - вдхр. Верхнетуломское - оз. Марфа - оз. Курбышозеро
384,7оз.Курбышозеро – Лапландский заповедник – р.Конья – Безымянное озеро
446Безымянное озеро – р.Печа – р.Колныш – оз.Травянистое
522оз.Травянистое – пос.Куцколь – оз.-Куцколь – ур.Тихая Гавань – подножье хр.Волчьи тундры
6  подножье хр.Волчьи тундры - Дневка
714хр.Волчьи тундры – г.Юкспор - подножье хр.Волчьи тундры – ур.Тихая Гавань – р.Куцколь
816,9р.Куцколь – оз.Кашкозеро – ур.Кашка
973,25ур.Кашка – Оленегорский карьер – Оленегорск – Р-12 – оз.Мордозеро
109,31оз.Мордозеро – р.Лебяжья – оз.Кочкозеро – Симба – оз.Кочкозеро
1148,17оз.Кочкозеро – ст.Ягельный бор - Оленегорск
ст.Имандра – руч.Маннехахкуай
1228,15руч.Маннехахкуай – руч.Кунийок – оз.Гольцовое – оз.Щучье – Хибины: пер.Умбозерский
1313,7пер.Умбозерский – руч. Каскаснюнйок
1419,25руч. Каскаснюнйок – пер.Куропачий – плато оз.Академическое – пер. Южный Рисчорр – подножье пер. Южный Рисчорр
159подножье пер. Южный Рисчорр – КСС – руч.Кунийок
1655руч.Кунийок – пер. Кукисвумчорр – Кировск – Апатиты
  614  


С чего началось… 

Началось всё летом 2003 года, когда мы с Алексеем и его женой Ольгой, были приглашены Максимом и Ритой из Питера, пройтись пешком недельку по Хибинам (Кольский полуостров). Мы, конечно, согласились, поход нам очень понравился, с погодой нам очень повезло, т.к. был сухой год, реки были ниже своего обычного уровня, комара почти не было, некоторые снежники неожиданно сильно стаяли. В общем, самые лучшие впечатления остались у нас о Хибинах.

Приехав назад в Донецк, мы узнали, что наш хороший знакомый Андрей Кретов в этот же год поехал на веле в поход тоже по Кольскому с киевлянами, и в районе Хибин мы чуть-чуть не встретились, разница была всего в несколько дней. Из опыта этих двух походов постепенно начала выкристаллизовываться идея сходить по Кольскому на велах, меньшим составом, только из Донецка, объединив опыт этих двух походов, а также других походов по этим местам, которых оказалось не так уж и много. Не смотря на малое количество отчетов, мы почерпнули из них очень много интересного и нового об этом крае. Очень хотелось захватить самое интересное из пеших и вельных походов, например, особое внимание уделить Хибинам, т.к. в большинстве походов «велики» «проскакивают» эти красивейшие тундры за 1-2 дня, так и не увидев всей их красоты, естественно хотелось также посетить и другие редкие места.

Таким образом, в мае 2004 года постепенно началась подготовка к нашему походу. Андрей занялся частью маршрута используя поход 2003 года и походы других вело- и невелотуристов, добавляя посещение интересных мест. Алексей занялся маршрутом по Хибинам, учитывая особенности походов на велах.

После обсуждения нескольких вариантов, было решено поход начать с Мурманска, захватить редкие для туристических маршрутов Сальные и Волчьи тундры, пополнить запасы провианта в Оленегорске и на закуску оставить Хибины. 

Как обычно перед походом велась интенсивная переписка с нашими старыми и новыми друзьями, как всегда нам очень помогли Максим и Рита из Питера, за что им огромное спасибо от всех нас. Помог и наш новый друг из Мурманска Влад Васильев, своими рассказами о Кольском и непосредственным участием, к сожалению мы так и не встретились. Также хотелось сказать огромное спасибо всем близким и родным за участие, понимание и терпение, без этого у нас ничего бы не получилось…


Итак, в путь… 

Самым сложным для всех, оказалось, вырваться с работы. Билеты на поезд из Донецка мы взяли на 9 июля отправлением в 2:51. В назначенный час мы погрузились в вагон и наконец-то за последние несколько недель нормально отоспались и отдохнули. Я почти целые сутки спал с небольшим перерывом на прохождение границы. 

Таможенники так и не захотели нам выдать таможенные декларации для регистрации наших велов, как особо ценный груз, перевозимый за границу. Мы сильно не расстроились, врядли на обратном ходу они обратят особое внимание на несколько килограмм алюминиевого лома.

Сон … сон … сон … целебный сон…
Немного устав от него, изучаем историческое прошлое полуострова и другие маршруты наших предшественников, изучаем распечатки карт разных масштабов, которые захватил с собой Сергей Романюк.


10 июля 2004 года.

Утром в Питере, на главном вокзале, нас встречает Максим. Радостные и еще до сих пор не верящие, что мы здесь, собираем велы и посоветовавшись с Максом, куда и как нам будет лучше проехать, отправляемся в путешествие по Питеру уже на велах. 

Как приятно и классно проехаться по красивейшему городу!!! 
Покупаем карточку сотовой вязи, чтобы держать связь на Кольском за разумные деньги. Хорошо, что взяли с собой карту Питера, сегодня она нам очень помогла. Погода наладилась, мы закинули рюкзаки на Ладожский вокзал в камеру хранения и налегке продолжили наше путешествие. Красивейший город открылся нам во всей красе, не хватает только фотоаппарата, чтобы запечатлеть все это. Андрей как раз собирался осуществить такую покупку в Питере. Поиск нужного аппарата занес нас практически на край города. В магазине, где Андрей покупал фотоаппарат, пришлось задержаться на пару часов из-за начавшегося ливня, после чего нам времени осталось только на то, чтобы заехать в гости к Максиму и Рите и ехать к поезду на вокзал. 

За час с небольшим мы добрались на противоположный край города, где нас уже заждались. Макс с Ритой нам передали билеты на остальные поезда, вкусно накормили, показали часть фильма про Крым этого года, в котором мы тоже принимали участие. К сожалению, время поджимало и нам удалось пообщаться совсем немного, нужно собираться и спешить на ЖД вокзал, на наш следующий поезд до Мурманска.

За день проехали по Питеру 75 км.

11 июля 2004 года.

Отправление 
из Питера

В 0:10 отправился наш поезд Санкт-Петербург – Мурманск. Немного пообщавшись, мы завалились спать.

На «утро» следующего дня, которое по освещенности не слишком отличалось от «ночи» и «дня», продолжаем усиленно питаться и обсуждать предполагаемый маршрут. Из запоминающегося за день была покупка электричества для мобильного телефона стоимостью 100 рублей за 2 часа. Видимо в поезде вырабатывается специальное супермегоэлектричество, чем и обусловлена такая цена. Вариантов других просто не было, деревья в тайге не дают нужного напряжения, а жаль. В следующий раз будем пользоваться автономными солнечными электростанциями, для мобилки вполне сойдет. Запомнились еще звуки, издаваемые толи колесами вагонов, толи рельсами, при определенной скорости поезда, напоминающие звуки струнного оркестра вперемешку со звуками приглушенного хора. Под такие убаюкивающие звуки очень хорошо засыпать, что мы с удовольствие и делали.


12 июля 2004 года – 1-й день.
(Мурманск – Кола – с.Тулома – Нижнетуломское вдхр.– р.Шовна)

Большая Имандра

Ближе к часу ночи проезжаем г. Апатиты, Хибины, едем вдоль озера Большая Имандра, красивейшие виды стали открываться нам. Не смотря на «ночное время», мы с удовольствием разглядываем проносящиеся за окном пейзажи оставленные нами для детального изучения на конец маршрута.

Еще немного поспав, в 5.13 мы прибываем в славный город Мурманск. 
На вокзале собираем велы. Чтобы переждать утренние часы, мы выезжаем на гору к памятнику Алёше. Расположившись неподалёку от него для завтрака, сразу почувствовали присутствие комариков. Видимо у них в это время что-то типа вылета, и они нас – на свеженьких с удовольствием нападают, но через некоторое время их количество значительно уменьшается. 

Мурманск, вокзал

Памятник Алёше

Вечный огонь


Мурманск, порт

Повсюду видны последствия прошедшего на выходных дня рыбака, видимо весьма популярной профессии в Мурманске, т.к. практически все стоянки, более или менее пригодные для отдыха, были отмечены следами приятного времяпрепровождения.

У нас еще масса дел по городу, поэтому долго расслабляться не приходится. Собираемся, обозреваем монумент Алеше и вид на порт Мурманска, там уже кипит работа. По главной улице добираемся до отделения Мосприватбанка, где в банкомате снимаем недостающую нам для полного счастья сумму и едем в паспортный стол, чтобы зарегистрировать наши эмиграционные карты. 

В паспортном столе на Кирова 12, нас посылают… регистрироваться в гостиницу, говорят, что они этим не занимаются. В гостинице нам предлагают регистрацию только в комплекте с поселением, а это еще 400 рублей с хвостиком. Нам это поселение нужно как пятое колесо к велу. Еще пару часов блуждаем по другим гостиницам и только получаем аналогичные предложения. С этим вопросом нам помогли только наши мурманские друзья, как и где не будем раскрывать, дабы не злоупотреблять их доверием и расположением к нам. В общем, такая проблема в России для туристов пока остается открытой, думаю, что нам в очередной раз просто повезло. 

Выезд из Мурманска

Дальше едем в ПСС на Шевченко 22, чтобы зарегистрировать наш маршрут у спасателей. Здесь нас очень радушно встречают, советуют не ехать в тайгу – много комаров, но делать нечего, чему быть, тому не миновать. Еще немного пролетаем по промышленной части Мурманска и выходим на начало нашего маршрута. 

По Мурманску накатали 32 километра. 

Еще в пределах города едем по правому берегу реки Тулома. В районе Колы, по мосту пересекаем реку, и продолжаем двигаться против течения реки, по дороге, обозначенной на нашей двухкилометровке, как Р-11. Дорога асфальтовая, практически не занятая, иногда проносятся на бешеной скорости Камазы, немного реже легковушки. Погода облачная, ехать не жарко. Скорость около 20 км/ч. 

Доезжаем до села Тулома. За ним, по рекламному щиту, находим магазинчик, торгующий исключительно «туломскими огурчиками» и … фарфоровыми чайниками. Чайники нам ни к чему, тем более фарфоровые, а вот огурчиками мы запаслись. 

Наша дорога чередует спуски и подъемы, едется на удивление легко без особых усилий. За селом выбираем один из съездов к Нижнетуломскому водохранилищу и останавливаемся на обед. Находим полянку, видно, что на выходных здесь отдыхала цивильная компания: напилены и аккуратно уложены дрова, рядом свежее костровище и ну и конечно склад водочных бутылочек. 

Разводим костер, готовим первый горячий обед, в водохранилище немного отмываемся от поезда. Этого так нам не доставало! Немного расслабились, и пошел ливень. Он то переставал, то начинался снова, так продолжалось несколько раз, пока нам не надоело пережидать. Мы собрались и поехали, не обращая на него внимания. 

Около 21 часа начали выбирать место для стоянки, но нормального и с водой долго не могли найти, пока не набрели на речку Шовна. Странно, но этой реки не оказалось на карте. С выбором места пришлось поторопиться, так как надвигался дождевой фронт. Под дождем поели супчика и начали отбиваться около 2-х часов. За сегодня очень устали потому решили хорошо отдохнуть. Алекс еще пошел просмотреть окрестности. В полусотне метров от нас он обнаружил рыбака, преспокойно ловившего рыбу, нас он похоже не заметил. Дождь продолжал поливать наши палатки весь остаток «ночи».

Сегодня по маршруту проехали 67 км, по Мурманску 32 км, средняя скорость 19 км/ч.


13 июля 2004 года – 2-й день.
(р.Шовна – с.Верхнетуломский – Верхнетуломское вдхр. – оз.Марфа – оз.Курбышозеро)

река Шовна

Просыпаемся около 11 часов. Смазываем велы, проверяем работоспособность, чистим. Погода налаживается, дождь ушел, и прилетели комары. Через какое-то время меня они совсем достают и я одеваю мембранные брюки и куртку, чтобы совсем не мешали, одеваю накомарник. Остальных до такой степени комары не достали. Сергей и Андрей даже умудряются купаться в речке.

Кстати сказать, мембранная одежда очень помогала нам весь поход в защите от комаров, комары тучами летали, но тоненькую пластмассовую пленку мембраны так и не прокусывали. Накомарниками пользовались всего 2 раза, в основном, когда было сильно влажно и под рукой не было мазей или спреев от комаров. 

Выбираемся со стоянки в 13:30. Продолжаем двигаться по асфальтовой дороге (Р-11) еще километров 15 до поворота на село Верхнетуломский. После поворота, через километр, вкатываем в село. 

пос. Верхнетуломский

Запасаемся провизией на ближайшие 5-6 дней, т.к. населенных пунктов на это время не предвидится. Общаемся с местными жителями про то, как проехать нам дальше, где и как лучше половить рыбки, какая и где ловится. Ребята, воодушевленные рассказами пришпоривают своих коней. За селом асфальт заканчивается. 

В полукилометре от села наблюдаем интересное сооружение – часть Верхнетуломского водохранилища скрыто под землей от замерзания. Выглядит это, как будто из-под земли вытекает полноводная река, шириной около 50-ти метров. Никогда мы такого не видели. На самом деле это сток из водохранилища, который метров через 700 сливается с речкой Печа, образуя снова реку Тулома. Какое-то время рассматриваем слияние, фотографируем, снимаем на видео. 


Дальше движемся по направлению водохранилища. 

Верхнетуломское
водохранилище

Улучшенная 
грунтовка

Немного поднявшись, выезжаем на уровень водной глади. Андрей отмечает, что вода поднялась на пару метров, старый баркас, который был на берегу в прошлом году, сейчас совсем скрылся под водой. Становимся на грунтовку с песочной подсыпкой. На карте она обозначенная, как «дорога с улучшенным покрытием», местами покрытие ухудшено выбоинами, заполненными водой.

На оз.Марфа

В 20 часов останавливаемся на обед на озере Марфа. Серега делает супо-кашу. С удовольствием купаемся в озере. Озеро мелковатое, дно песочно-каменистое, местами лежит какой-то мусор на дне, но найти место и без него не составляет труда. Максимальное погружение – по горло, но и это доставляет массу удовольствия.

В 21:30, немного отдохнув и перекусив, выезжаем с гостеприимного озера. Когда велокомпьютер показывает 70-й километр, начинаем искать место для стоянки. После нескольких неудачных попыток, сворачиваем с грунтовки с подсыпкой на грунтовку без подсыпки утыканную валунами. По ней огибаем озеро Курбышозеро и останавливаемся на берегу с красивейшим видом. 2:00… 

озеро Курбышозеро

Дно озера практически без камней, в основном ровненько усыпано песочком. Купаемся, это помогает расслабиться после дороги и отбиться от надоедливых комаров. Я докупался, что чуть не замерз. 

Андрей практически сразу отбился, не дожидаясь ужина. Мы же втроем готовим кашу с грибами, найденными у дороги. Алекс, геройски терпя налеты комаров, начистил на нее грибов. Поужинав, к половине 4-го часа мы, сытые и довольные сегодняшним путешествием, засыпаем.

За день проехали 76 км, средняя скорость 14,5 км/ч, время в седле 5:16 часов.


14 июля 2004 года – 3-й день.
(оз.Курбышозеро – Лапландский заповедник – р.Конья – Безымянное озеро)

Просыпаемся около 10 часов. Комаров в основном сдуло, появились в небольшом количестве слепни и оводы – гады приставучие…

Не смотря на это, Серега делает классную кашу из риса и грибов, с удовольствие ее потребляем. Купаемся напоследок в озере и около 13:30 выезжаем назад на грунтовку, по которой приехали к озеру. Через 3,8 километра снова выкатываемся на грунтовку с подсыпкой. 

Лапландский 
заповедник

Сальные тундры

День сегодня можно условно назвать разведка – боем. Мы едем дальше по грунтовке, разведывая подъезды к Сальным тундрам, которые находятся на территории Лапландского заповедника. Заповедник начинается сразу по левую сторону от дороги, об этом нас извещают прострелянные охотниками таблички. Сосновый лес местами сменяется горелым. Удаляясь от места стоянки, грунтовка постепенно улучшается, и выбоин значительно меньше.

На 13-м километре останавливаемся у мостика через речку, чтобы набрать немного воды для разведения напитка. Пока набираем воду, послышался невдалеке гром, сверкнула молния, налетел ветер, еще несколько минут и начался дождь. Мы садимся на велы. Несколько раз нам удается убежать от него, но ровно столько же раз он нас догоняет и снова мочит.

Около 16 часов на 39 километре путешествия решаем остановиться на обед. Пока обедаем, дождь снова накрывает нас, но на сей раз, мы спрятались под навес, сооруженный из тента палатки. Во время обеда приходим к решению, что дальше ехать до вахтового поселка Вува не будем. На Сальные тундры мы с дороги попасть так и не сможем. Поэтому разворачиваемся назад и попадаем под обложной дождь, едем еще 15-20 километров – дождь не прекращается, вымокаем до нитки. 

Через некоторое время замечаем на встречу едущую машину. Останавливаемся, разговариваем. По форме определяем, что в машине егеря Лапландского заповедника. Вначале с нами разговаривают настороженно, но после того, как понимают, что особого вреда от нас, впрочем, как и пользы не стоит ожидать, отношение меняется на радушное. Мы рассказываем про наш маршрут, они – про зверя, про состояние мостов. Мостов, как мы поняли, просто не будет, они или пришли в негодность или сожжены, в результате каких-то местных разборок. Почему сожжены нам, конечно, никто не расскажет. Будем бродить реки, как мы и предполагали. Единственно, что мы не учли, так это мокрый год и вздувшиеся реки, но обо всем по порядку…

брод речки Конья

Проводив взглядом наших собеседников, едем дальше и уже на 70-м километре, выезжаем на указанную егерями развилку. Едем по ней направо. Попутно бродим безымянный ручей и реку Конья. Ближе к вечеру пейзажи сменяются на более мрачные, по краям дороги натыкаемся на следы человеческой бесхозяйственности – небрежно раскиданный горелый и валеный лес. 

В поисках стоянки проезжаем еще 5-10 километров и на 84-м километре, совсем уставшие, находим более или менее пригодную поляну для стоянки на берегу небольшого безымянного озерка. 

Здесь нас опять добивает дождь, уже под ним ставим палатки. Съедаем экстремальный ужин с, обязательным для таких условий, согревающим и около 1 часа спим.

За сегодня проехали 84,7 км, средняя скорость 13,7 км/ч, в седле провели 6 часов 15 минут, максимально удалось набрать 40,7 км/ч.

Добавил: travelserg (03.08.2013)
Меню сайта
Друзья проекта
Поиск